Как плохой транспорт лишает нас хобби и друзей?

12.09.2018

«Мы не хотим изгнать личный автотранспорт из города. Но если место ограничено, то, извините, необходимо расставлять приоритеты. Сначала — жители, а уж потом — транспорт».

Илья Петушков, специалист по транспортному планированию MIC Mobility In Chain:

— Зачем существуют города? Чтобы собираться вместе, создавать крутые штуки и обменивать их на другие крутые штуки, которые создают другие люди. Люди едут в города, потому что города — это средоточие возможностей.

Но в сутках всего 24 часа. Мало кому их хватает, но большего не дано. Эти 24 часа делятся на части: примерно восемь часов уходит на сон, восемь-девять — на работу и оставшиеся семь-восемь — на все остальное. А если учесть время на еду, то свободного времени еще меньше.

И чем больше времени требуется, чтобы добраться в нужное место, тем меньше времени остается на хобби, семью, друзей и вообще все, что вы делаете в этой жизни. И когда плохо работающая транспортная система начинает отбирать слишком много вашего времени, вы теряете свою жизнь. Да, транспорт фундаментально влияет на качество жизни. А плохая транспортная система увеличивает количество людей, которых вы никогда не встретите, магазины, в которые вы не поедете совершать покупки. Чем хуже транспорт, тем большего вы в жизни не сможете сделать, тем меньше выбора и возможностей.

И есть два выхода из ситуации. Первый: пытаться двигаться быстрее и покрывать большую дистанцию. А второй вариант  застраивать город компактными способами, чтобы в одном месте находилось больше людей. В моей компетенции говорить о первом.

Попытки двигаться быстрее приводят людей за руль автомобиля. Все любят автомобили, особенно, если они с кондиционером и с музычкой. Но есть в жизни такие штуки, которые начинают плохо работать, если ими начинают пользоваться все. Дело в том, что автомобиль занимает слишком много места. Все видели картинку, на которой сравнивается размер площади, которую занимает толпа людей на велосипеде и в автомобилях, и все эти люди вмещаются в один автобус. Это проблема, но нам говорят, что сейчас придет какой-то человек из Силиконовой долины, предложит уникальную технологию и все разрешится. Но с этим сложность.

Какие бы технологии автомобилей нового поколения ни использовались, 60 человек на автомобилях, 60 человек на электромобилях, 60 человек на Uber, 60 человек на беспилотных автомобилях занимают одно и то же пространство. Это по-прежнему автомобили, они по-прежнему занимают большую площадь.

Вообще-то есть разные проблемы, связанные с автомобилями. Есть экологическая, которую решают электромобили. Есть проблема человеческих ресурсов  автопилоты сделают работу водителя ненужной, и эти люди начнут заниматься более важными вещами. А есть проблема слишком большого потока транспорта на улицах. И эта проблема решается только использованием большого и вместительного транспорта, другого способа нет. Никакие новые технологии не позволят решить проблему ограниченности пространства в городах. Эта проблема не культурная и не экономическая, она из области геометрии.

И когда все садятся в автомобиль, а пространство ограничено, получаются пробки. Это наше потерянное время, нервы и вред экологии. Впервые с этой проблемой столкнулись американские города, потому что там быстрее, чем в других странах, автомобиль перестал быть роскошью. Речь, например, про Атланту, где решили расширить дороги, но места все равно не хватало для всех автомобилей. В результате город начали сносить, чтобы найти место для парковок. Сейчас центр Атланты преимущественно представляет собой паркинг, а проблема никуда не делась.

Когда вы расширяете дороги, на них появляется еще больше автомобилей. В итоге все городское пространство используется для нужд автомобиля и все меньше — для нужд людей.


Речь идет об индуцированном спросе  это очень важная концепция в транспортном планировании. Все издержки людей на транспорт состоят из трех групп расходов: деньги, время, дискомфорт. И если мы говорим о расширении дорог, то при текущем объеме трафика вы по расширенной дороге будете ездить, конечно, быстрее. Но со временем количество людей, которые передвигаются по городу на автомобиле, становится больше. Потому что это стало делать быстрее — возник индуцированный спрос. Экстенсивным дорожным развитием проблему пробок решить невозможно. Невозможно решить проблему и строя развязки и эстакады  количество машин все равно растет.

Общественный транспорт  это единственный способ перевозить большое количество людей на ограниченной площади. Здесь также работает индуцированный спрос  улучшенная транспортная система влечет всплеск объема пользования. Если большое количество людей пользуется общественным транспортом, то транспортная система становится дешевле и эффективнее.

Когда на трамвае будет ездить слишком большое количество людей, его можно сделать очень длинным — из трех вагонов, или, как в Европе, вагон в 30-50 м длиной. А если такие вагоны сцепить между собой, получаются небольшие поезда — до 100 м. Это абсолютно нормально, в немецких городах это встречается очень часто.


Важно понимать, из чего состоит общественный транспорт. Из сервиса, инфраструктуры и экономики. Некоторым кажется, что достаточно  запустить дополнительные автобусы, и все сразу будет хорошо. Нет, этого недостаточно. Нужно менять всю операционную систему транспорта целиком. Нужно менять парадигму того, как работает транспорт в городах, развивать транспортную систему, которая поддерживает все возможные виды передвижений, которые  являются альтернативой  автомобилю. Есть система скоростного уличного транспорта, которая реализована с помощью автобусов, троллейбусов и трамваев. Все они движутся по обособленным траекториям, которые не зависят от движения автомобилей.

Хорошая система общественного транспорта организуется по принципу сети, когда маршруты объединяются в коридоры. И между этими коридорами организуются удобные пересадки. Цель — не запустить единый продолжительный сложный маршрут из точки А в точку Б, он будет ходить редко, потому что количество автобусов ограничено. Задача  запустить несколько прямых, максимально удобных и понятных маршрутов с пересадками. И, естественно, перестать наказывать людей рублем за то, что они пересаживаются.

Пересадки должны быть удобными. Если на огромном перекрестке мы вынуждены шагать на немыслимые дистанции по 200-300 м, спускаться в убогие подземные переходы, перешагивать через  непонятные заборы — это ненормально, это тратит наше время.

Но изначально нужно относиться к общественному транспорту как к убыточному. Потому что если в дальней деревне живет бабушка, которой раз в неделю надо выбираться в магазин и в поликлинику, то необходимо запускать туда автобус, потому что бабушка  это не менее важный человек, чем любой житель мегаполиса.

Если вы слышите, что кто-то говорит: «Давайте выведем общественный транспорт на самоокупаемость», это полная дичь. Хорошая система общественного транспорта не бывает самоокупаемой, за редчайшими исключениями. Но на самом деле, это происходит с любым другим транспортом. Вы не платите из собственного кармана даже близко ту сумму, которая нужна, чтобы содержать дороги в городе.

Городская улица  это не только пространство для транспорта, это пространство, где мы все живем. Где мы ходим пешком, видимся с друзьями, совершаем покупки. Городские улицы важно проектировать с учетом того, что помимо автомобилей там есть много других вещей.

Передовые мировые практики пришли к тому, что приоритеты должны быть выстроены иначе. Пространство улицы  ограничено, оно не вмещает всех желающих ехать на автомобиле. Поэтому необходимо выставлять потребности человека вперед, а потребности автомобиля сдвигать назад. Главную роль в городе играют жители, затем идет общественный транспорт как способ обеспечить максимальному количеству людей возможность попасть в максимальное количество мест за адекватное время. Затем идет транспорт, который работает для бизнеса и обеспечивает экономическую деятельность в городе. И, наконец, далее идет личный автотранспорт. Мы не хотим изгнать его из города. Но если место ограничено, то, извините, необходимо расставлять приоритеты.

Авторская колонка составлена на основе выступления Ильи Петушкова на мероприятии «Вечерний урбан».

Источник: Деловой квартал 

Возврат к списку