Лев Владов, «Челябинский урбанист»: «Дорожная революция убила малый бизнес»

10.01.2018

Лев Владов, создатель сообщества за благоустройство городской среды «Челябинский урбанист»:

Город — это люди. Их деятельность, досуг, отношения. Городская среда сильно влияет на то, где мы гуляем, отдыхаем и какое место для жизни выбираем. На улицах мы влюбляемся, заводим полезные знакомства и обретаем новых друзей.

Прогуляемся по Челябинску. Может быть, наш глаз уже давно замылился и привык, но турист сразу заподозрит что-то неладное. Город сильно болеет — грязные дороги, заклеенные хаотичными баннерами фасады, неудобные тротуары. Два ряда грязных маршруток на каждой остановке. Аляповатые ларьки на каждом углу и, что показательно, самое часто повторяющееся слово на зданиях — «Аренда».

Мне 25 лет, и большая часть моих сверстников, которые недурно соображали и были очень энергичными людьми, уехали. Все они — светлые головы, прекрасные специалисты, которые могли создавать продукт, востребованный во всем мире, взращивать компании, порождая высокооплачиваемые рабочие места здесь, в Челябинске.

Но мои друзья уехали. Основные причины – плохая экология и отсутствие «движухи», то есть удобной городской среды, насыщенной интересными общественными пространствами, уютными кафешками и барами, музыкальными фестивалями, велопрогулками, спортивными мероприятиями и зажигательными вечеринками.

Челябинск погибает в урбанистической катастрофе, превратившись в город, в котором можно полноценно жить, только передвигаясь на автомобиле. «Дорожная революция» сыграла с нами злую шутку — дороги стали такими удобными и свободными, что мы все бросились покупать автомобили. Чем шире город строил дороги и создавал парковки, тем больше людей выбирали автомобиль в качестве средства передвижения. Общественный транспорт стал чахнуть от недостатка доходов и отсутствия преимущества на дороге. Вкупе с неграмотными действиями администрации он практически исчез с улиц, уступив место паразитам — маршрутным такси со скотскими условиями обслуживания.

Случилось страшное — люди перестали гулять. Они исчезли с улиц. Это стало приговором малому бизнесу — их долю пирога стали отбирать ТРК, рядом с которыми можно удобно припарковаться. Незаметно у челябинцев ушёл запрос на комфортную городскую среду. Им стало неинтересно. Все стали разбираться в хороших автомобилях, а говорить о хороших улицах стало неактуально.

Цепочка последствий привела к неутешительной ситуации. Центр города превратился в большую парковку. Реклама и фасады стали ориентированными на зрительное общение с людьми, которые смотрят из окон автомобилей. Огромные форматы привели к уродству улиц. Бизнес на первых этажах стал исчезать, отдав пальму первенства ларькам, которые как грибы стали расти на каждом перекрестке.

Обратимся к мировому опыту. Низкое качество общественных пространств провоцирует людей менять образ жизни. В спальных районах увеличивается потребление алкоголя: они медленно превращаются в гетто, гулять по которому вечером — сомнительное удовольствие.

Люди ушли с улиц и перестали контролировать то, что на них происходит. Им стало негде парковаться и они начали забирать у детей спортивные площадки, чтобы оставить на них автомобиль. У подростков исчезло интересное времяпровождение — гулять во дворе стало негде и не с кем. Город медленно превратился в депрессивную кашу из автомобилей и огромных асфальтовых полей.

Есть ли выход? Существует только один путь — насытить улицы людьми, создав у них запрос на удобную и интересную городскую среду. Сделать так, чтобы на велосипеде можно было проехаться по городу, не чувствуя себя униженным. Чтобы на общественном транспорте можно было комфортно уехать домой даже самым поздним вечером. Реконструировать тротуарную сеть таким образом, чтобы на пути пешехода не было ни одной лужи или бортика. Челябинец должен предвкушать прогулку по городу, а не искренне бояться остаться без автомобиля.

Это непросто. Нам придется принять волевые решения, которые многим сейчас могут показаться спорными. Пересмотреть свой образ жизни и изменить свое отношение к пользованию автомобилей — камню преткновения, основному фактору, отличающему удобные города от тех, из которых хочется уехать и больше никогда не возвращаться.

Нам не нужно ничего выдумывать, сотни городов уже прошли путь Челябинска и нашли решение. Мы должны лишь перенять их успешный опыт: чистый и быстрый экологичный общественный транспорт, комфортная и безопасная тротуарная сеть, интересные пространства, ограничение пользованием автомобилей в центре, пешеходные улицы, дизайн-код, высокоскоростной трамвай, который использует существующие тоннели метрополитена.

Для развития городу нужен общественный запрос. Жители должны осознать долгосрочный смысл инфраструктурных изменений — создания выделенных линий, введения платных парковок, расширения тротуаров. Запрос — это не повозмущаться в комментариях социальной сети. Запрос — это конкретные действия. Написать обращение, сходить в администрацию, перестать быть равнодушным к городским проблемам. Может показаться, что результата не будет. Но это не так. Всегда есть некий критический предел народного волеизъявления, перевалив который, уже нельзя не быть услышанными.

Развитие городской среды возможно благодаря деньгам в бюджете. Деньги появляются благодаря налогам. Налоги — в основном, благодаря бизнесу, который принял решение жить в родном городе. Показатель цветущего города — предприниматели, которые не хотят уезжать и видят в нем будущее своих детей, сейчас это не так.

Активное общество развивает город. И наоборот  — удобство жизни и моральный комфорт от пребывания в городе развивают общество.

Мы должны сделать Челябинск доступным для насыщенной жизни, в котором у молодежи есть альтернатива походу в пивнушку за углом. Я делаю ставку на людей — сделаем город удобным для жизни, а они поднимут его благосостояние. Область начнет процветать, когда продукты регионального бизнеса станут востребованы в стране и даже за ее территорией.

Мы никогда не станем счастливыми, закрывшись друг от друга в автомобилях. Нам всем очень не хватает настоящего живого общения. А жизнь — она только там, за окном. В случайных знакомствах, в прогулках, в наблюдениях за другими людьми. Когда здороваешься с незнакомцами на улице. Когда подаешь руку девушке при выходе из транспорта, когда помогаешь бабушке перейти дорогу, когда смотришь на играющих детей.

Каждый из нас должен почувствовать, что его дом не заканчивается дверью в квартиру. Примите за родной дом свой двор, район, весь город. Берегите его, очищайте и помогайте своим землякам. Каждый из нас влияет друг на друга.

Источник: Деловой Квартал Челябинск 

Возврат к списку