Ритейлеры обсудили будущее отрасли в Новосибирске

07.12.2017

Более 120 представителей розничных компаний со всего региона собрались на форуме, чтобы обсудить, как будет развиваться ритейл, как новые технологии в маркетинге, финансах, HR, IT меняют условия работы и как они создают основу для дальнейшего роста.

Первая сессия форума была посвящена рынку и тенденциях на нем. О глобальных трендах в потребительском поведении рассказала директор по развитию GfK Екатерина Степанюк. Как отметила Екатерина, с февраля 2017 года в России наблюдается позитивный индекс потребительских настроений, что дает основание ритейлерам ожидать рост спроса. По-прежнему для людей основным источником получения новостей остается телевидение (более 52%), при этом на digital-каналы (Интернет, соцсети) приходится 36%, и их доля будет расти. Также увеличивается доля e-commerce: по данным исследования GfK, которое проводилось в период с января по август 2017 года, 30% населения в возрасте 16-55 лет (24 млн человек) совершали покупки в Интернете за последние 6 месяцев.

Основным трендом в ритейле остается удобство, на втором месте — Интернет, интеграция онлайн и офлайн, на третьем — мобильные коммуникации. Далее идет цена, но важность этого фактора будет уменьшаться. В будущем увеличится значение персонального маркетинга, т.к. он способствует выстраиванию долгосрочных отношений с потребителями. Для 30% людей именно новые грани опыта становятся важным фактором, который определяет выбор магазина. Таким образом, в основе ритейла будущего лежит экономика опыта, где развитие отношений, создание уникального потребительского опыта и контакт с личными ценностями покупателей так же важны, как и обеспечение людей товарами и услугами. Иначе говоря, шоппинг впечатлений станет ядром развития любого магазина.

А сам ритейл, как отметила исполнительный директор клуба Redis Business Class Дина Вишня, перестает быть собственно ритейлом и становится явлением культуры. Эксперт, презентуя результаты исследования общего настроения и мотиваций первых лиц российского ритейла «Ритейл-барометр 2017», отметила, что в планах на 2018 год руководители розничных компаний говорят не только о стратегии повышения эффективности, но также и о стратегии развития: среди ключевых задач отмечают привлечение трафика в магазины, рост лояльности, развитие онлайн и омниканальности, увеличение сети, развитие персонала, рост инвестиций в автоматизацию бизнеса и IT.

Директор по развитию АКОРТ Юрий Борисов рассказал о новациях в законодательстве, таких как: внедрение контрольно-кассовой техники, весогабаритного контроля, маркировки, системы «Меркурий», — и какое влияние это может оказать на потребительский рынок и торговлю. Евгения Баранова из компании КПМГ подробно остановилась на новых требованиях налогового законодательства и как они отражаются на деятельности ритейлеров.

Во второй сессии ведущие розничные компании региона и России рассказали о разных стратегиях развития. Директор группы компаний «Обувь России» Антон Титов, основываясь на опыте обувного ритейла, искал ответ на вопрос, какую стратегию выбрать — органический рост или M&A; а также рассказал о том, как компании среднего бизнеса выйти на IPO. Основной вывод, который он сделал: важно не столько быть самой большой компанией, сколько быть лидером по эффективности и прибыльности; именно эти показатели нужно ставить во главу угла. А западным инвесторам интереснее вкладывать деньги в новые, растущие бизнесы на перспективных рынках, а не обеспечивать пенсию собственнику компании. Таким образом, IPO — это не высшая точка в развитии бизнеса, а только его начало.

Также в сессии выступал директор Сибирского филиала компании «Мегафон» Андрей Шишковский. Он поделился новаторским опытом использования блокчейна при размещении облигаций. Новая технология является перспективной, и ее можно использовать во многих других бизнес-процессах — логистике, построении систем лояльности и т.п.

Директор Сибирского дивизиона торговой сети «Пятерочка» (X5 Retail Group) Юлия Тюленева подвела итоги работы компании в регионе, подробнее остановилась на том, как магазины изменились за последнее время, как компания развивает отношения с поставщиками, малым и средним бизнесом, со строительными организациями, как работает с персоналом.

Управляющий партнер «ПБК Менеджмент» Александр Шубин объяснил, что же такое Ритейл 4.0, который идет на смену омниканальности, и как его строить уже сегодня. В основе концепции ритейла 4.0. лежит интегрированный покупательский опыт, и именно он является основой для дифференциации. Также составляющими ритейла 4.0 являются: интеграция Online & Offline; создание сообществ, основанных на одних ценностях с брендом; персонализация на основе данных о покупателях; постоянный контакт с покупателем.

В третьей сессии эксперты наметили основные тренды в маркетинге. Экс-директор по маркетингу компании «Холидей» Артем Нонка поделился своим опытом построения системы клиентского диалога в розничном магазине. Дмитрий Зеленко из «Ланит Омни» посвятил свое выступление инновационным программам лояльности, которые позволяют вести единую базу клиентов, объединить все каналы покупок и взаимодействия с потребителями, использовать чат-боты, мобильные приложения и другие современные инструменты.

Илья Мартынов из DPD рассказал о том, что как сервис по доставке влияет на поведение покупателей. По данным исследования State of eCommerce Delivery 2016 компании MetaPack, более 80% готовы приоритетно покупать у продавца, у которого есть программы лояльности, связанные с доставкой. Среди сервисов, которые можно предлагать, — бесплатная доставка, простой возврат приобретенного товара, прогнозируемая дата доставки, которой можно управлять. Директор по развитию ДатаКрат Денис Рублевский представил современные инструменты и технологии, которые доступны и для небольших ритейлеров. 

Последняя сессия форума была посвящена новым финансовым инструментам для управления оборотным капиталом в ритейле, таким как: факторинг, онлайн-инкассация, cash-менеджмент и другим.

Второй день форума начался с выступления коммерческого директора макрорегиона «Сибирь» Tele2 Алексея Ядрышникова: на опыте своей компании он рассказал о том, как можно интегрировать онлайн и офлайн. В Томске Теле2 запустила ко-брендинговый проект: в салонах связи появились мини-кофейни «Барбариста», что позволило значительно увеличить трафик.

Второй день форума продолжил мастер-класс Александра Шубина «Ритейл 4.0», после него состоялась кейс-сессия «Решение реальных ритейл-задач», которую проводила Дина Вишня из Redis Business Class.

Организаторами мероприятия выступили ГК «Обувь России», АКОРТ, Redis Business Class, ИД «Коммерсантъ.Сибирь». Соорганизатор — Союз независимых сетей России.

Источник: Деловой Квартал Новосибирск

Возврат к списку