Железобетонная драма

11.10.2018
  
Коммерческий директор архитектурного бюро «Тикканен» Вячеслав Засухин о том, что привело к кризису на рынке железобетонных изделий и как будет развиваться ситуация.

В последние три месяца на местных заводах по производству ЖБИ произошли драматические события: на «Баррикаде» сменился гендиректор, «Муринский» тоже сменил руководителя и выставлен на продажу, бывшего гендиректора предприятия «ФиннГрад» поместили в СИЗО по подозрению в растрате и присвоении средств… 

Очевидно, что в сегменте кризис.  

Попробуем разобраться, чем он вызван. На мой взгляд, главная причина заключается в том, что у нас  «западная» технологическая база не соответствует местному уровню потребления.

Представьте себе сельский клуб, куда приехали известные музыканты с дорогими инструментами, да так и в нем и остались. На первый концерт к ним пришло все село, на следующий день их позвали на свадьбу, на другой - сыграть похоронный марш. Вскоре, побросав инструменты, музыканты разбежались. Через неделю директор клуба позвал поиграть на инструментах ребят из соседнего села, потом из далекого аула. Инструментам пришёл конец. 

Вот так и на заводах ЖБИ. Только вместо известных музыкантов выступают иностранные инвесторы, вместо инструментов - современное оборудование, а роль слушателей исполняют местные строители.

На Западе дорогая рабочая сила и, соответственно, высокий уровень жизни, а в России - наоборот. Отсюда и следствие: там такие заводы загружены, а у нас - не могут найти заказы.

Есть ли выход из этой ситуации? В принципе, да. Например, низкую маржинальность можно компенсировать объемами производства.  Но на местном рынке наблюдается избыток производственных мощностей, которые были созданы без продуманного маркетингового анализа и должного бизнес-планирования.

Большинство ЖБИ-заводов строители «покупали» под собственные проекты, которые разом свернулись.

В итоге, образовался избыток мощностей, производители стали демпинговать и это опустило маржу ниже нуля. Заводы проели оборотные средства. Начались невыплаты зарплат. Все это привело к снижению качества, срывам сроков исполнения заказов и потере клиентской базы.

Характерен ли такой коллапс для всех заводов? Нет, конечно. Те, кто остался в технологической цепочке с работающим застройщиком, держатся на плаву. Но и они работают в режиме жесткой экономии и пока без перспектив расширения.

Возможен ли рост рынка ЖБИ в ближайшее время? Я думаю, что да. Со дна любое движение будет только вверх. И есть два фактора, которые приведут к повышению спроса на железобетон в ближайшие два года. Это рост стоимости углеводородов, и переход строительной отрасли на проектное финансирование. Первый фактор повысит уровень жизни местного населения, второй - приведёт к переходу на технологии быстрого возведения домов. А тут без заводского железобетона не обойтись.

Источник: Новый проспект

Возврат к списку