Женщины в архитектуре: реальные достижения против стереотипов

04.04.2018

В одном из государственных докладов начала XX века по вопросу технического образования говорилось буквально следующее: «Назначение жизни женщины – это семья, всякого рода познания, и общеобразовательные, и ремесленные, нужны ей в семье и для семьи». Сейчас, в России XXI века, в разного рода докладах тоже можно встретить подобные утверждения. Сто с лишним лет назад господство таких взглядов закрывало дорогу в профессию, сегодня – вызывает большие неудобства в работе. Даже зарубежные исследования говорят, что дискриминация по половому признаку в сфере архитектуры распространена очень широко. На конкретных примерах объясняем, почему утверждение «архитектор – мужская профессия» не имеет ничего общего с реальностью.

Начало борьбы и её результаты в облике города

В России до конца XIX века проектированием зданий занимались только мужчины. До этого времени у женщин просто не было возможности получить профильное образование. В самом начале XX века в Петербурге появилась инициативная группа, которая сумела добиться открытия Технико-графического института для женщин. Возглавляла активисток выпускница физико-математического факультета Бестужевских курсов Прасковья Ариян. Ещё спустя несколько лет на Петербургских женских политехнических курсах появились инженерно-строительное и архитектурные отделения. Там преподавали Леонтий Бенуа, Иван Фомин и другие видные зодчие тех времён. Слушательницы курсов проходили практику на строительстве нынешнего здания ДЛТ, участвовали в возведении гостиницы «Астория» и других выдающихся сооружений, который сегодня стали неотъемлемой частью облика города.

Одной из выпускниц Политехнических курсов стала Тамара Каценеленбоген. Начало творческого пути архитектора совпало с началом советской власти и приходом стиля конструктивизм. Она активно участвовала в проектировании многих жилмассивов той эпохи, создала конкурсный проект Дворца Труда, проект планировки центра Мурманска, участвовала во внедрении технических инноваций в жилое строительство.

Интересен и путь Раисы Кохановой, которая до революции поступила в Смольный институт благородных девиц, а после 1917- го – в Академию художеств на отделение живописи, но в соответствии с нуждами народного хозяйства курс был переориентирован на гражданскую архитектуру. Впоследствии по проектам Кохановой строились тяговые подстанции городского трамвая, одна из которых, на Фонтанке, вошла в историю как «блокадная». В войну архитектор занималась оборудованием бомбоубежищ, а после победы над Германией разрабатывала проекты реконструкции разрушенных зданий.

Одной из ярких женщин-архитекторов послевоенного периода была Виктория Струзман. Сразу после окончания Академии художеств в 1950 году она заняла руководящую должность в Ленпроекте, в 1973 году получила Государственную премию СССР, а в 1994 – Российской Федерации. Архитектор принимала участие в проектировании большого количества жилых домов в Московском районе, гостиниц «Ленинград» и «Россия», разработала план реконструкции «Европейской», который впоследствии стала первой гостиницей в нашей стране, вошедшей в рейтинг «Лучшие отели мира».

Архитектор Наталья Захарьина также училась в ленинградской Академии художеств. Дипломная работа Захарьиной «Планировка правительственного центра Минска» была признана лучшей студенческой работой конца 1950-х годов. Впоследствии по её проектам были построены почти все жилые дома города Пушкина периода 1970-1980-х годов, а также знаменитая многоэтажка в Сестрорецке. Примечательно, что спустя 40 лет на соседнем участке компания «Строительный трест» возвела новый дом, архитектура которого во многом копирует приёмы, использованные в 1976 году Натальей Захарьиной.

Сегодняшние реалии и личный опыт

Приведённый здесь список женщин, внесших вклад в архитектуру даже одного города, далеко не полный. Но и сегодня стереотип о том, что проектирование зданий – профессия исключительно мужская, распространён очень широко. И не только в нашей стране. Британский журнал The Architectural Review несколько лет подряд проводит опрос женщин, работающих в архитектурной среде, который подтверждает это. В частности, в исследованиях анализировались вопросы разного рода дискриминации по половому признаку. В 2016 году больше половины женщин сообщили, что испытывали это на себе, причём 12% - регулярно.

Мы тоже попросили нескольких женщин-архитекторов поделиться своим мнением о распространенности названного стереотипа, усложняет ли он их работу, влияет ли на желание становиться архитекторами и приходилось ли им сталкиваться с дискриминацией.

Наталья Парсаданова, сооснователь и архитектор мастерской NERPA:

«В моей среде общения такого стереотипа не встречаю. В университете в личном общении между студентами, насколько я помню, такого тоже не было. А с некоторыми преподавателями, к сожалению, немного другая история. Например, когда сразу после университета работала, то руководитель иногда мог что-то сказать такое, с чем я не согласна, например, предложить поддерживать в офисе порядок, потому что я девочка, но коллеги мужчины такому тоже очень удивились.

В университете, насколько я помню, был примерно равный гендерный состав, так что девушек-архитекторов достаточно много. Как я уже говорила, именно при проектировании и общении с коллегами-архитекторами на своём опыте дискриминацию не встречала. Но когда дело касается стройки или работами, связанными с ней, то иногда возникают такие моменты. Приходится прикладывать больше усилий, чтобы объяснить свои решения исполнителям».

«Стереотипное восприятие профессии связано с историей и названием. Архитектор, доктор, адвокат и многие другие специальности изначально действительно были исключительно в зоне мужских компетенций. Но сейчас все изменилось. Женщины наряду с мужчинами добиваются больших высот, открывают собственные бюро и получают высокие архитектурные награды.

Алина Черейская, сооснователь и партнер архитектурной лаборатории SA lab, лауреат российских и международных конкурсов:

«Стереотипное восприятие профессии связано с историей и названием. Архитектор, доктор, адвокат и многие другие специальности изначально действительно были исключительно в зоне мужских компетенций. Но сейчас все изменилось. Женщины наряду с мужчинами добиваются больших высот, открывают собственные бюро и получают высокие архитектурные награды.

Загляните на любой архитектурный факультет или в проектное бюро, подавляющее большинство студентов и сотрудников – девушки или женщины. В целом мне повезло, и пока не приходилось сталкиваться с открытой формой дискриминации. Сейчас я являюсь партнёром архитектурной лаборатории SA lab и выполняю обязанности наравне с мужчинами. Ключевой параметр профессии – уровень профессионализма, а не пол или возраст».

Яна Замятина, сооснователь и архитектор ZAMIATINY WORKSHOP, лауреат российских конкурсов и фестивалей:

«Не знакома с этим стереотипом. В профессии архитектора, как и в любой другой, есть свои сложности, требования и нюансы. Задача любого профессионала – уметь решать их. Архитектор формирует среду, пространство жизни людей, и это ответственная и важная миссия. В современном мире, известно множество архитекторов – мужчин и женщин, успешно воплощающих эти задачи. Думаю, профессионализм архитектора не зависит от принадлежности к тем или иным гендерным признакам».

Возврат к списку