Дмитрий Куракин: «Невозможно отказаться от такого вызова»

23.10.2018

Президент-электом Российской гильдии управляющих и девелоперов избран Дмитрий Куракин, заместитель председателя правительства Московской области. Имея большой стаж госслужбы, новый президент-элект считает одной из главных своих задач выстраивание коммуникации Гильдии с органами власти и госструктурами. О своей предвыборной программе и ближайших планах работы в Гильдии и Подмосковье г-н Куракин рассказал в интервью «ГУД News».

— Первым пунктом вашей программы значится взаимодействие с госорганами в выработке правил для участников рынка недвижимости. Какие проблемные точки вы выделяете?

— Таких точек немало, и над многими из них Гильдия давно и активно работает. Например, у РГУД была тщательно сформулирована позиция по поправкам в 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве…», которая была доведена до органов власти и принята во внимание.

Гильдия должна системно анализировать все острые проблемы правового регулирования, сложности в административных процедурах и формировать свою позицию, связанную с их решением. Делать это должны профильные комитеты при участии региональных представительств и всех заинтересованных членов Гильдии.

Буду говорить о том, что хорошо знаю. Например, регистрация. Она изначально создавалась как гарантия прав собственности, как институт, благодаря которому оборот объектов недвижимости будет более надёжным и стабильным. Но разве сегодня участники рынка воспринимают её как гарантию своих прав, как инструмент дополнительной защиты? Нет, скорее, как обременение и как коммерческий риск. Особенно в ситуациях, когда с объектом происходили какие-то изменения. А они происходят с любым объектом, ведь недвижимость — вполне живой организм. Нельзя каждое изменение на площади в десять метров рассматривать как процесс, подлежащий исследованию под микроскопом армией чиновников всея Руси, которые будут выискивать правовые проблемы и рассматривать их как препятствие для оборота. Не должно быть приостановок регистрации на основании того, что нашлось несоответствие между данными Кадастра недвижимости и ЕГРП. Это не соответствует первоначальной идее повышения качества оборота недвижимости. Уверен, что эта и другие проблемы, связанные с деятельностью Росреестра, вполне решаемы.

— Например какие?

— Они известны всем участникам рынка. Помимо тех, что возникли при слиянии сведений Кадастра недвижимости и ЕГРП, это неадекватная кадастровая оценка, конфликт информации градостроительного характера, вносимой в ЕГРН государственными органами, с данными об объектах, в первую очередь — о границах участков, принадлежащих частно-правовым субъектам, нерешённость проблемы влияния изменений, происшедших с объектом, на его оборотоспособность и пр. До сих пор законодательно не урегулированы вопросы регистрации прав на ограниченно оборотоспособные объекты: участки общего пользования в поселениях, объекты благоустройства и инфраструктуры, леса, земли обороны и безопасности, земли особо охраняемых природных территорий, земли курортов и др. Это постоянно порождает имущественные споры со смежными правообладателями и ухудшает качество оборота таких смежных объектов недвижимости.

Уверен, что в сотрудничестве нам удастся не только разобраться с этими проблемами, но и развивать систему регистрации, в том числе на основе блокчейн-технологий.

— Вы думаете, что чиновники пойдут на диалог?

— Росреестр не является закрытой организацией и охотно идёт на диалог с бизнесом, готов его слышать. Там были внешние экспертные советы, в коллегию включали представителей профессиональных сообществ. Гильдии просто нужно быть более активной в этом вопросе. В идеале я бы видел создание на основе соглашения с Гильдией постоянно действующего совета профессиональных участников рынка при Росреестре. Он был бы обязательным согласующим элементом при рассмотрении вопросов изменения методологии и технологии регистрационных действий.

— Один из пунктов вашей программы — развитие Гильдии как бизнес-единицы. Что может предложить объединение рынку?

— Гильдия должна начать работать как самостоятельный бизнес субъект, предлагающий свои продукты на рынке как коммерческие. Она уже создала для своих участников различные информационно-аналитические сервисы, юридическую поддержку, проводит образовательные мероприятия и мероприятия по обмену опытом, ввела системы стандартизации и сертификации и т. п. Надо развивать это направление, ориентируясь на запросы рынка, смотреть, что нужно самим членам Гильдии.

Проведу параллель с моей работой в «Ростелекоме». У этой компании самая большая сеть, самое лучшее качество связи и оптимальная стоимость, поэтому клиенты обращаются к ней. Но дальше встаёт вопрос о продукте, который пользователь хочет получить под свои конкретные нужды. Конечно, он может изучить предложения, сравнить их, сделать выбор. Но клиентоориентированная компания должна сама разработать некие коробочные решения, оттолкнувшись от того, что хочет аудитория. Она может их предлагать, поскольку знает рынок.

Однако надо понимать, что всё это невозможно без укрепления материальной базы Гильдии. Это понятный закон ведения любого бизнеса: если мы хотим более качественные сервисы, сначала нужны инвестиции в Гильдию как разработчика этих продуктов.

— И где взять деньги на развитие?

— Вопрос сложный. Самое очевидное — пересмотреть членские взносы. Но есть и другие, возможно, более результативные варианты, над которыми мы будем работать.

— Вас выбрали президент-электом РГУД в тот же день, когда Мособлдума утвердила вас на посту зампредседателя правительства. Когда вы узнали, что возвращаетесь в Подмосковье?

— Назначение для меня было большой неожиданностью. Так получилось, что у правительства региона возник запрос на меня как на специалиста с набором определённых компетенций, определённым опытом. Для меня это перевесило все остальные резоны, включая комфорт и относительно спокойную жизнь в «Ростелекоме».

— Как вы охарактеризуете текущую ситуацию и основную проблематику Московской области?

— Это один из ключевых регионов страны. Весь потенциал субъекта связан с тем, что это территория, прилегающая к Москве.

Качество жизни в Подмосковье зависит от экологической ситуации. Первая составляющая экологии — лес. Вся столица проводит время в этом лесу, а московская агломерация — пятая часть населения страны. Леса старые, с проблемами, с болячками, которыми нужно заниматься. Второе — всё, что связано с мусором. Производится невероятное количество мусора, это вопиющая проблема. Если удастся её качественно решить, то модель можно будет тиражировать по всей стране.

В общем, это интересная большая задача, огромный профессиональный вызов.

Источник: ГУД News

Возврат к списку