Гильдия отвечает на вызовы

27.09.2017

Накануне 15-летия Российской гильдии управляющих и девелоперов мы спросили тех, кто ее возглавлял, какие вызовы стояли перед профессиональным сообществом в разное время, какие решения удалось найти. И конечно, о том, чего не хватает бизнесу для развития сейчас. 

Александр Шарапов, президент Becar Asset Management Group, президент ГУД в 2002– 2003 годах: 

– Это было время зарождения рынка коммерческой недвижимости, первыми элементами которого стали офисные здания. Основной вызов состоял в том, чтобы сделать рынок недвижимости цивилизованным. В этот момент возникла классификация офисных центров, и нам было важно внедрить ее в среду не только девелоперов, но и владельцев недвижимых активов, и арендаторов, формирующих спрос на офисные площади. Теперь мы наблюдаем очередную трансформацию офисных зданий в альтернативные форма- ты, например коворкинги, но основы этого рынка закладывались тогда, 15 лет назад. 

В то время Becar был одним из агентств развития территорий по Выборгской набережной, и проект БЦ «Нобель» был в числе первых качественных бизнес-центров Петербурга. Нам удалось показать, что промышленные площадки могут хорошо функционировать в новом качестве и отвечать запросам девелоперов и владельцев активов. Гильдия позволяла нам транслировать лучшие практики в профессиональной среде. 

Сегодня, если говорить о коммерческой недвижимости, основная задача для бизнеса — сформировать качественный продукт, который будет отвечать реальному спросу. Решение просто построить здание определенного класса в данный момент выглядит непрофессионально, пора учиться работать с портретом потребителя недвижимости. 

Юрий Борисов, управляющий партнер компании «АйБиГРУПП», президент ГУД в 2006– 2007 годах: 

– Нам требовалось достичь большей узнаваемости Гильдии как в коммерческих, так и во властных структурах. С одной стороны, это было нужно для того, чтобы набрать больше новых членов и бюджетировать больше событий на нашем рынке. С другой стороны, во властных структурах должны были увидеть, что Гильдия управляющих и девелоперов — сформировавшаяся, состоявшаяся организация, к которой надо прислушиваться. 

Главным решением, которое мы нашли, стал форум PROEstate, который впервые прошел в 2007 году и позволил в рамках мероприятия международного масштаба в петербургском «Ленэкспо» показать, что Гильдия — серьезная организация. Как ни странно, но для наших международных партнеров эта заявка стала более убедительной, чем для властей. Хотя Смольный оказывал реальную поддержку. Форум открывала Валентина Матвиенко вместе с президентом Urban Land Institute. То, что Гильдия оказалась способной выступить не только с деловой, но и с выставочной программой, сделать нечто вроде MIPIM в России, было ее достижением. Деловая программа и сегодня остается козырем ГУД. Меня радует и то, что Гильдия продолжает сотрудничать с уважаемыми международными институтами в области обучения специалистов и руководителей. 

Главной задачей РГУД остается лоббирование интересов бизнеса перед властью. Жаль, что постепенно угасли такие инициативы, как развитие института доверительного управления в Петербурге. Проделанную тогда работу по содержанию и масштабу можно сравнить с постановкой оценочной деятельности в недвижимости на российском рынке. Вызов остается — надо быть услышанными властью. Бизнес может работать и при действующих законах, лишь бы их соблюдали все без исключений. У девелоперов все меньше желания занимать деньги в российской банковской системе, даже когда речь идет о серьезных проектах. И дело не только в стоимости кредита, но и в отсутствии нормальных правил игры. 

Александр Ольховский, вице-президент ПАО «Банк ВТБ», президент ГУД в 2008– 2009 годах: 

– Это был сложный период. Основным вызовом для бизнеса и бизнес-сообщества стал мировой финансовый кризис 2008-го, необходимость его преодолеть. В периоды кризисов для участников рынка важно сохранять оптимизм, энергию, способность к взаимной поддержке, к поиску решений для сохранения и развития бизнеса. Именно в трудные времена участники рынка должны консолидироваться. Преодоление вызовов 2008–2009 годов заключалось в том, чтобы сохранить инфраструктуру рынка недвижимости. Выдержать трудные времена должны были не только инвестиционные и девелоперские компании, но и фирмы, которые сопровождали этот бизнес: консалтинговые, юридические, инжиниринговые. На мой взгляд, российскому профессиональному сообществу удалось преодолеть эти вызовы и достойно выйти из кризиса. 

Одна из существенных задач, которая уже давно стоит перед рынком недвижимости в России,— формирование и корректировка действующего законодательства. Новые законы должны сделать рынок более прозрачным, понятным, позволяющим сформировать комфортную среду для жителей России — как в крупных городах, так и в регионах. Генеральные планы, Правила землепользования и застройки, закон о комплексном устойчивом развитии территорий — то, с чем предстоит работать профессиональному сообществу в ближайшее время. 

Вячеслав Семененко, генеральный директор компании «Мастер девелоп- мент», президент ГУД в 2010–2011 годах: 

– В те годы у Гильдии стояла задача перестать быть локальным петербургским клубом, где собираются люди, близкие по интересам, по профессии, которые уважают друг друга и радуются общению. Надо было попытаться найти серьезных профессионалов в других городах страны, объединиться с ними. Уже было ясно, что интересные проекты и сильные девелоперы есть не только в Москве и Петербурге, что в регионах тоже есть спрос на новые идеи и новые технологии. Гильдии пора было становиться российской структурой не только ради престижа, но и ради диалога с администрацией. Федеральные чиновники общаются с теми, у кого есть голос и вес в масштабах страны, а не в пределах одного субъекта. Но прагматическими задачами, конечно, дело не исчерпывалось. Профессии девелопера, управляющего для России были новыми, важно было сформировать к ним серьезное отношение. 

Проблематика, с которой работает ГУД,— сквозная. Каждому президенту достается один и тот же набор задач с небольшими вариациями. Возможности для профильного образования, внешние коммуникации, региональное развитие, продвижение профессиональных стандартов. Параллельно идет поиск ярких, талантливых людей, помогающих эти задачи решать, тем, которые позволяют сделать дискуссии и внутреннюю профессиональную жизнь более насыщенной и динамичной. Гильдии удается находить и то и другое, появляется много новых людей из регионов. И в этом смысле наша организация сохраняет свою актуальность в общественной жизни. 

Для меня лично в повестке РГУД интересно все, что касается совмещения государственных и частных интересов. Государство должно научиться работать с бизнесом, а не только перекладывать на него свои проблемы. Меня волнуют вопросы инфраструктурных инвестиций в развитие городов, качество городов. Отдельно взятые проекты мы научились делать не хуже, чем во всем мире. Проблемой остается реализация сложных долгосрочных программ в масштабах отрасли, регионов, государства, качество коммуникации властей и бизнеса. 

Андрей Степаненко, генеральный директор ОАО «Российский аукционный дом», президент РГУД в 2014–2015 годах: 

– Когда я пришел в Гильдию, она была ориентирована, в первую очередь, на петербургское профессиональное сообщество, и нашей задачей было вывести ее на всероссийский уровень. Я считаю, нам это удалось. Гильдия не только приросла множеством региональных представительств — она стала активно работать в регионах, в альянсе с местными властями и бизнесом. Я считаю это главным итогом своей деятельности на посту ее руководителя. Влияние Гильдии на процессы, происходящие в отрасли и на рынке, ее статус и авторитет были закреплены в названии — «Российская гильдия управляющих и девелоперов». 

Сегодня Гильдия выгодно отличается от множества сообществ и партнерств своей сугубо профессиональной направленностью, стремлением оставаться подальше от политики и поближе к бизнесу. В наше переменчивое время и при нашей обширнейшей географии это самая правильная стратегия. 

Михаил Возиянов, генеральный директор компании «ЮИТ Санкт-Петербург», президент РГУД в 2016– 2017 годах: 

– Главными задачами было нивелирование последствий кризиса и поиск выхода из сложной для рынка недвижимости ситуации. Радует, что к завершению моего срока работы наметились определенные точки роста. Девелоперы и управляющие компании нашли опору и входят в новый деловой цикл. 

Мы взаимодействовали с властями в регионах, активно искали новые профессиональные форматы и стандарты работы. Запустили несколько востребованных профессионалами и рынком продуктов, включая информационный портал РГУД. Было много поездок для обмена опытом между коллегами из разных регионов. Реализовано множество разнообразных образовательных программ, имеющих, естественно, в первую очередь практическое значение. 

Гильдия создает достаточно поводов для интересного и полезного взаимодействия между членами нашего партнерства. Это помогает двигаться вперед. 

Современные вызовы для жилищного девелопмента связаны с новым законодательством — с недавно внесенными изменениями в 214-ФЗ. Надо совместно с другими профессиональными сообществами приложить усилия для его корректировки. 

Рынку коммерческой недвижимости придется искать эффективные форматы, ниши, которые смогут обеспечить прибыль в новом деловом цикле. Мы уже не вернемся в прошлое, все будет по-новому. Нам потребуются весь наш профессионализм и способность к творчеству!

 

Возврат к списку