Торговая недвижимость Крыма: на пороге перемен
23 марта Комитет по торговой недвижимости Российской Гильдии управляющих и девелоперов (РГУД) и компания «IDEM – консультанты по торговой недвижимости» провели первую конференцию в Крыму «Торговая недвижимость на пороге перемен».
Конференция собрала более семидесяти участников рынка: спикеры, ведущие международные и российские эксперты, практики рынка, управляющие торговыми центрами и девелоперы жилой и коммерческой недвижимости.
В рамках мероприятия участники говорили о перспективах развития торговой недвижимости, об отличиях управления объектами на Крымском полуострове и материка, о перспективах входа российских и иностранных сетей на рынок. Также эксперты обсудили вопросы, начиная от разработки успешной концепции торгового центра и его проектирования до автоматизации управления и коллаборации форматов. Речь на конференции шла о состоянии рынка недвижимости, о том, как режим санкций и экономическая ситуация отразились на рентабельности бизнеса, стоимости недвижимости и ее ликвидности.
Илья Пичуев, управляющий партнер Аналитической Корпоративной Группы (г. Севастополь), представил аналитический срез рынка жилой и коммерческой недвижимости, рассказал о динамике цен в Крыму.
Руководитель отдела стратегического консалтинга IDEM – Денис Зыков подробно остановился на обеспеченности торговыми площадями Крымского полуострова, на классификации торговых центров, представил их подробные характеристики по размеру, зоне обслуживания, составу арендаторов и коммерческой концепции. Он отметил, что в Крыму в настоящее время функционирует всего одиннадцать торговых центров арендопригодной площадью 250 000 кв. м, соответствующих международным стандартам и классификации. Обеспеченность качественными торговыми площадями Симферополя составляет 430 кв. м на 1000 чел. и Севастополя 183 кв. м на 1000 чел. соответственно. Эксперт считает рынок перспективным для девелопмента и отмечает невысокий уровень конкуренции.
Участники приняли активное участие в дискуссии по обсуждению перспектив развития рынка, ликвидности объектов коммерческой недвижимости и уровня качества этих объектов.
В круглом столе приняли участие девелоперы, управляющие и эксперты:
- Дмитрий Гонтарь, директор по продажам и маркетингу ГК Монолит, реализующий одиозный для Крыма и России проект – «Крымская Роза» (GBA - более 100 га);
- Иван Поляков, группа компаний Mega, управляющая несколькими торговыми центрами в Крыму;
- Сергей Макеев, руководитель ассоциации содействия торговли Крыма;
- Екатерина Гресс, председатель комитета по Торговой недвижимости Российской гильдии управляющих и девелоперов;
- Денис Зыков, руководитель отдела стратегического консалтинга IDEM.
Саша Лукич, управляющий партнер проектного бюро Portner Architects г. Москва, в своем выступлении акцентировал внимание на наиболее часто совершаемых ошибках при проектировании торговых центров и отметил важность профессиональных навыков проектной группы. По мнению спикера, разработка четкого задания проектирования – работа для целой команды: консультант по девелопменту, брокер, ахритектор, генпроектировщик, генподрядчик и служба эксплуатации.
Ольга Ефимова, руководитель направления многофункциональной недвижимости IDEM, поддержала Лукича и представила доклад о правилах планирования объектов коммерческой инфраструктуры в жилых комплексах. Эксперт выделила основные критерии успеха при разработке проекта торговой недвижимости на первых этажах офисных и жилых зданий (street-retail).
Екатерина Гресс постаралась заглянуть в будущее торговой недвижимости и рассказала, что ждет торговые центры, street-retail через 10 лет. Эксперт отметила, что наибольшее влияние на модификацию и изменение концепций окажет развитие онлайн торговли и сервисов, диджитализация, выход на рынок поколения миллениалов и изменение поведения покупателей. Спикер отметила, что индекс потребительского доверия остается низким, остановилась на поведении покупателей и стратегиях экономии, которыми сегодня руководствуется большинство.
Так же эксперты обозначили новые перспективные форматы торговой недвижимости, такие как ретейл-парки, аутлет-центры, LifeStyle-центры, edutainment направления (совмещение учебного процесса с развлечением), многофункциональные центры. Все участники были единодушны: успешное будущее для торговых центров гарантируют именно коллаборации различных форматов и превалирующая функция edutainment и развлечений.
Сергей Пергаев, руководитель и основатель архитектурного бюро, и Денис Юрковец, генеральный директор SREDA, рассказали о концепции универмага, о плюсах и минусах организации собственного магазина/универмага на объекте недвижимости.
Большой интерес у участников конференции вызвал доклад Светланы Лазаревой, руководителя отдела продаж TRIMO / «Айкью Фасад», которая рассказала о новой технологии монтажа ограждающих конструкций / фасада, обеспечивающей свободу для композиции уникальных архитектурных объемов!
Кроме управляющих и девелоперов Крымского полуострова в конференции приняли участие сетевые ретейлеры, планирующие свое развитие в Крыму. Это компания ZENDEN, Ювелирцентр, Киноплекс, компания DNS, компания Kari. Ретейлеры обозначили планы по развитию, рассказали о своих требованиях к объектам и провели активные переговоры на площадке.
Гости конференции очень высоко оценили формат мероприятия, управляющие - возможность напрямую пообщаться с ретейлерами, девелоперы - задать вопросы профессиональным экспертам.
"Комитет по торговой недвижимости Российской Гильдии управляющих и девелоперов ставит своей задачей объединить всех участников рынка с целью сотрудничества и дальнейшего взаимодействия. Я очень рада, что конференция получила наивысшую оценку экспертов и аудитории и прошла на одном дыхании", - резюмирует Екатерина Гресс, Председатель Комитета по торговой недвижимости Российской Гильдии управляющих и девелоперов.
В рамках мероприятия был разыгран сертификат на проведение workshop. На следующий день спикеры-эксперты провели экспресс-аудит стратегии развития ТЦ «Фрунзенский» в г. Евпатория (GBA – 8 500 кв. м). По словам девелопера объекта, он не ожидал такой полной и глубокой работы.
"Мы получили аудит четырех ведущих экспертов рынка, что фактически перевернуло наши представления о развитии, как объекта, так и рынка недвижимости, эксперты на месте обозначили возможные риски выбранной нами концепции и зонирования, и предложили альтернативные сценарии. Огромный респект профессионалам, мы планируем продолжать сотрудничество!" – Алексей Картавцев, управляющий торгового центра "Фрунзенский".
Генеральный спонсор конференции - ООО "Айкью Фасад".
Партнеры конференции: "ИТиС: Программное обеспечение", Portner Architect, SREDA.
Информационные партнеры: ShopAndMoll, Zdanie.info.
ФОТООТЧЕТ >>>