MIPIM на ноте ре

23.04.2018

MIPIM 2018 стал одним из самых многолюдных за всю историю. Он собрал почти 30000 профессионалов рынка недвижимости из разных стран. От России было всего 500 делегатов и участников, пять стендов, включая экспозиции обеих столиц.

Российская деловая программа включала около 15 конференций, «круглых столов» и панельных дискуссий.

На стенде Москвы было показано несколько ярких проектов, включая редевелопмент площадки завода «ЗИЛ», реконструкцию стадиона «Лужники» и парк «Зарядье». Парящий мост, стеклянная кровля концертного зала «Кора», 3D-шоу, имитирующее полет над Россией и другие «фишки», придуманные для «Зарядья» архитекторами Diller Scofidio + Renfro, произвели впечатление даже на фоне нового аэропорта в Стамбуле, модернизированной транспортной системы Большого Парижа и миланского проекта ревитализации Porta Nuova. Московский парк вместе со стадионом «Лужники» вошел в шорт-лист MIPIM Awards в номинациях «Лучший проект городской регенерации» и «Лучшее обновленное здание».

О том, что обсуждалось на стендах и в кулуарах выставки в Каннах, рассказывают делегаты Российской гильдии управляющих и девелоперов.

Елена Бодрова исполнительный директор Российской гильдии управляющих и девелоперов:

То, что число российских участников MIPIM уменьшилось, объяснимо: рынок недвижимости вообще сжался. Но сейчас в Канны приезжают самые сильные игроки. На стендах Москвы и Петербурга были представлены реальные проекты, по которым видно, что бизнес, да и власть перестали мыслить глобальными категориями в масштабе большой страны. Разговор сосредоточился на пространственном развитии городов, на преобразовании городской среды. Он был предельно конкретным, с показом реализованных кейсов.

Обсуждали, как будем использовать инфраструктуру, построенную к ЧМ-2018, кем и как заполнить сеть отелей, как быстро менять форматы, трансформировать объекты исходя из последних трендов, наполнять их новым качеством и новыми функциями, как обеспечить санацию и устойчивое развитие «серых» промышленных поясов, которые есть в каждом большом городе. В общем, отошли от гигантизма и заговорили про жизнь.

В 2014 году сокращение контактов с Западом тревожило многих. Но теперь, отойдя от шока и осмыслив ситуацию в динамике, участники рынка приходят к выводу, что это не так плохо. Россия перестала ждать иностранных инвесторов и занялась хозяйством.

Нам предстоит преодолеть элемент внезапности, который всегда есть в развитии российских городов. То власти ищут пятно под инвестиции, на ходу меняя граддокументацию, то, наоборот, — деньги на освоение территории. Даже Зиларт развивается как анклав, его будущая интеграция в город, кажется, не входит в планы правительства Москвы. Нам предстоит научиться у Парижа, Лондона, Стамбула синхронизации частных проектов с потребностями города, публичного интереса с интересами бизнеса.

Александр Шарапов вице-президент РГУД, президент BecarAsset Management(Петербург):

На MIPIM надо ехать не за инвестициями, а за знаниями и новыми возможностями. Там можно начать общение с будущими партнерами, но не заключать контракты. MIPIM — это прежде всего несколько сотен конференций, где рассказывают о трендах минувшего года, о ярких, необычных проектах, о самом интересном из того, что происходит в мире. Мне жаль тех участников, которые не выходят за пределы российской тусовки и деловой программы.

Например, я в этом году убедился, что эпоха старых отелей завершается. Если раньше путешествовали преимущественно семейные пары или пенсионеры, теперь мир изучают люди моложе 35 лет. Более 50% путешествующих — молодые люди, у которых благодаря более позднему вступлению в брак появилось так называемое десятилетие путешествий.

Очень изменился формат care-home — домов для престарелых. Сейчас их уместнее было бы называть домами для совместного проживания и общения людей старшего возраста. Потому что пенсионеры тоже изменились — это бывшие хиппи, «дети цветов» и сторонники свободной любви, отнюдь не пуритане. И они хотят тусоваться даже в 70 лет. Сеть care-home нового типа быстро развивается, во Франции за последние 10 лет появилось около 90 таких домов, где нет медицинских сервисов, но много социальных возможностей. Цена на проживание в них значительно ниже, чем в обычных. Принцип тот же, что и при создании коливингов, — минимальное пространство «Я», но хорошо организованные места для «МЫ».

Невероятными темпами развиваются proptech, digital-технологии для недвижимости. И 20–21 июня MIPIM делает отдельную выставку PROPTECH в Париже, где будут демонстрироваться все достижения, связанные с big data, с отслеживанием климата в жилых помещениях и на рабочих местах. Это революция в эксплуатации и обслуживании недвижимости. Becar Asset Management продемонстрировал российским и западным отельерам нашу концепцию апарт-отелей Vertical We&I, она их порадовала и удивила, поэтому на следующий год мы собираемся показать ее на конференции Hospitality отельерам со всего мира.

Меня порадовал стенд Петербурга и выступление вице-губернатора Игоря Албина о том, что Петербург должен обратить внимание на свой экспортный потенциал и продвигать свою продукцию в другие регионы мира. Не все верят в наш потенциал, но строители, девелоперы и управляющие из маленькой Финляндии работают по всей Европе и смотрят на Америку. Привычка к трудностям должна делать российский бизнес конкурентным и эффективным на других рынках.

Иван Починщиков управляющий партнер компании IPG.Estate (Петербург):

Нам   был   интересен опыт создания коворкингов и коливингов в столицах и крупных городах разных стран. За десять лет с 2008 года, когда был открыт первый коворкинг — New Level, в Петербурге появилось около 40 подобных проектов, на рынок вышли несколько сетевых игроков. По нашей оценке, этот формат будет развиваться. Например, сеть WeWork анонсировала запуск нескольких коворкингов и коливингов в России.

Всегда привлекают кейсы с интересной организацией внутреннего пространства,«умными системами» эксплуатации и управления зданиями, «зелеными» решениями. Думаю, что «зеленые» технологии принесут со временем нашему рынку значительный объем инвестиций.

Ника Чайкина директор департамента корпоративных и внешних связей компании «НДВ—Супермаркет недвижимости» (Москва):

MIPIM стал одновременно и более теплым, человечным, и более деловым. Меньше стало пафоса, люди приехали поговорить о проектах. Наша компания привезла стенд минималистичный, но заметный благодаря интересной концепции и русским девушкам, одетым с французским шиком — с ними многие с удовольствием фотографировались. Нам было важно показать новую концепцию компании. В прошлом году НДВ провела ребрендинг, запустила новые сервисы и представила себя как супермаркет недвижимости с большим предложением в разных ценовых категориях.

Нам действительно со многими удалось пообщаться, дождливая погода последних дней этому способствовала: с Круазетт все переместились в павильон. Подходило немало русских предпринимателей, давно живущих за границей. На мой взгляд, европейцы тоже стали более открытыми, у многих собеседников обнаружились связи с Россией не только деловые, но и личные. Интерес к нашей стране возвращается, многие ждут Чемпионат мира, чтобы приехать и посмотреть на нее.

Денис Колокольников председатель Экспертного совета РГУД по редевелопменту, председатель совета директоров компании RRG (Москва):

Это был самый скромный для России MIPIM за последние 10 лет. Число российских стендов и делегатов с 2008 года уменьшилось в семь раз. Подготовка к выборам помешала приехать многим чиновникам, хотя в деловой программе участвовали главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, министр правительства Москвы, руководитель департамента внешнеэкономических и международных связей Сергей Черемин.

Жилищные девелоперы из-за изменений в законодательстве озабочены не столько выставочной деятельностью, сколько получением разрешений на строительство до 1 июля. Многие компании были представлены только первым или вторым лицом. Но информационное поле MIPIM было по прежнему насыщенным. RRG провела конференцию по новым форматам недвижимости на стенде правительства Москвы.

Стандартные концепции в коммерческой недвижимости сейчас не очень хорошо работают. Зато идеи, которые раньше представлялись не концептуальными, становятся интересны. Например, в гастромаркетах, современных рынках, стрит-фуде многие увидели хорошую якорную функцию для торгового центра. Говорили даже о размещении криптоферм как способе за- полнить площади ТЦ. Все ищут бизнес-идеи, которые принесли бы проекту дополнительный спрос.

Для амбициозных идей ситуация пока не слишком хороша. Трендом ближайших лет будут проекты, связанные с редевелопментом, реновацией, реконцепцией. Коммерческая недвижимость, построенная в 1990-е или в начале 2000-х, морально и технически устарела, ее пора переделывать, переформатировать. Фаза активного строительства, заполнения пустующих ниш, формирования рынка закончилась, сейчас начнется более тонкая настройка, улучшение того, что уже имеется.

Жилищные девелоперы, несмотря на огромный объем ввода жилья, стремятся создавать качественные концепции. Я называю их девелоперами 3.0. Они думают не только о маржинальности, но и о синергии ритейла, жилых и общественных пространств, о том, как люди будут жить в их домах, создают портфель разнообразных и полезных сервисов.

Источник: газета ГУД News

Возврат к списку