Ольга Володина: «В каждом комьюнити — свои тонкие настройки»

16.01.2017

Все больше девелоперов берут на себя не только управление возведенными жилыми комплексами, но и работу с сообществами жителей. Доверие между соседями помогает построить по-настоящему комфортную среду с интересными функциями. С подробностями — Ольга Володина, руководитель отдела по управлению и реализации концепции «Миниполис» компании «Сити XXI век».

– Компания сама предложила собственникам жилья создать соседское сообщество? Или такой запрос сформулировали покупатели?

– Когда в 2009-м появилась концепция «Миниполис», она касалась комплексного освоения территории, чисто материальных объектов. Но нам хотелось сделать нечто большее. Мы быстро поняли, что девелоперский цикл не заканчивается строительством и сдачей объекта в эксплуатацию. Наступает новый этап — заселения, управления, развития инфраструктуры и дополнительных сервисов.

Мы работали с социологами, урбанистами, культурологами, которые помогли нам понять закономерности развития города. В частности, чтобы миниполис стал полноценным местом для жизни, надо было создать условия для появления соседского сообщества.

– Разве ваши проекты не интегрированы в существующую городскую среду?

– Это так. У «Сити XXI век» нет домов, построенных в чистом поле. Развитая среда — важнейший критерий при выборе участка. Но мы всегда добавляем от себя что-то интересное к традиционной жизни людей в выбранном месте, формируя новые точки притяжения и активности.

Один из миниполисов находится в Строгино — тихом спальном районе Москвы. До появления миниполиса там было мало кафе, не хватало достойных кинотеатров. Поскольку проект был рассчитан на 10 000 человек, мы дополнили инфраструктуру Строгино стадионом, Дворцом спорта, зданием для Высшей школы экономики. Комфортная среда — это когда в шаговой доступности есть все необходимое для нормальной жизни.

В миниполисе «Самоцветы» в Люберцах есть спортивный центр с бассейнами, детская поликлиника. В миниполисе «Радужный» в Вид- ном строим семейный торговый центр. Но в Подмосковье, конечно, нет такого разнообразия общественных функций, как в центре Москвы. Общаясь с жителями, мы поняли, что, во-первых, не вся существующая инфраструктура соответствует их запросам. А во-вторых, у них полно собственных идей, которые надо помочь реализовать.

– С чего вы начали?

– С соседских клубов. Первый открылся в Строгино в 2013 году. Его концепцию мы создавали вместе с жителями. Кстати, комплекс уже был заселен, так что нам не требовались рекламные или маркетинговые акции. Сначала клуб работал как досуговый центр с театральной и танцевальной студиями, спортивными секциями, занятиями йогой, мастерклассами, лекциями. Но мы постоянно предлагали его как площадку для проведения мероприятий, курсов, вечеров. Через полгода появился первый стартап. Мама, которая до этого сидела дома с тремя детьми, открыла вполне успешную школу французского языка. Сегодня 60% активностей в клубе обеспечивают жители.

Это не значит, что к нам может прийти любой, кто решил стать тренером, лектором, экскурсоводом или педагогом. Мы должны гарантировать качество услуг, поэтому проверяем квалификацию и даем зеленый свет только дипломированным специалистам.

– Средний класс обычно держится за свою приватность. Кто из жителей оказался самым общественно активным?

– Образованные молодые мамы, которые хотят работать, но имеют мало возможностей реализовать себя, — гигантский потенциал для соседского сообщества. Вторая группа — дети, им всегда необходимо внимание. Родителям намного проще привести ребенка на мастер-классы, языковые курсы или в художественную студию к знакомым людям, в данном случае — к соседям. Уровень доверия внутри сообщества гораздо выше. При этом отвести ребенка на занятия и встретить его можно практически в домашних тапочках.

Когда мы начинали, то думали, что в клуб придут в основном пожилые люди, у них времени больше. На практике нашей главной аудиторией оказались женщины и мужчины от 35 до 50, дети с трех до семи лет и подростки.

– Как удалось привлечь занятых людей?

– Им необходимо расслабиться, как никому другому. У мужчин популярен бокс и капоэйра. Тренер по боксу предложил одновременные занятия для пап с сыновьями. Получилось так хорошо, что стали приходить даже дочери.

Для подростков помимо спорта и танцев есть экскурсии, посещение выставкок, поездки в летние лагеря. Этим летом мы организовали для них отдых в Сочи, в прошлом году — в Болгарии. Лагерь спортивно-танцевальный, довольно жесткая программа тренировок, дети выезжают вместе с педагогами из клуба. Подростков привлекает личность, они приходят на конкретного педагога.

Когда мы открыли соседский клуб в мини-полисе «Радужный» в городе Видное, то поняли, что аудитории отличаются. В Строгино большинство составляют молодые мобильные семьи с детьми. В «Радужном» немало людей в возрасте. Многие жители пенсионного возраста охотно занимаются благоустройством территории: высаживают клумбы, присматривают за цветниками. У них популярны паломнические поездки и экскурсии: в Марфо-Мариинскую обитель, в монастырь в Серпухове. Не могу сказать, что за три года мы привлекли всех. Но люди почувствовали доверие к нашим проектам. С этой точки зрения они состоялись.

– Каких ресурсов это потребовало от компании?

– Мы выделили помещение и вложили деньги в ремонт. Краудфандинга не было. Понадобилась также небольшая команда, которая запустила проекты и сейчас занимается их администрированием. Нам было важно создать устойчивую, самоокупаемую историю, которая могла бы развиваться и без нашего участия. Все услуги платные, сегодня они покрывают текущие расходы клуба на зарплату преподавателей и тренеров, на коммунальные платежи. Действует абонементная система, как в любом досуговом клубе. Жители платят ровно за то, что им интересно. Они понимают, что для «Сити XXI век» это не бизнес.

– Сколько времени потребовалось, чтобы сделать систему самоокупаемой?

– Поскольку мы начинали очень осторожно, тестировали разные варианты, это заняло порядка двух лет. В сентябре откроется наш третий клуб в миниполисе «Самоцветы» в Люберцах, и там выход на самоокупаемость состоится через полгода, потому что мы уже умеем это делать.

– Материальная среда: дворы, подъезды — как-то меняется под конкретные потребности сообщества?

– Да. В Строгино мы вместе с жителями проанализировали дворовые пространства. В одном из домов оказалось много семей с тремя-четырьмя детьми. Пришлось добавить вторую площадку, «лежачих полицейских», а жители взяли на себя дополнительное озеленение.

Теперь компания на каждом проекте оставляет небольшой финансовый запас, чтобы на более позднем этапе можно было провести необходимые улучшения. В Видном спустя два года после заселения жители составили список: где-то не хватало пандуса, детские площадки оказались целиком на открытом солнце, нужны были тень и защита от ветра. Этот миниполис вытянут в пространстве, и появилась идея связать все дома общей прогулочной зоной. Это потребовало дополнительных инвестиций. Мы закупили деревья и кустарники, подготовили площадку с помощью квалифицированных специалистов, а вот высадкой деревьев вдоль аллеи «Радужная» занимались жители. Сейчас они ухаживают за посадками. Сложилась прекрасная традиция: сажать дерево, когда в семье рождается ребенок.

– А кто обеспечивает безопасность и порядок?

– Мы сознательно программировали территорию так, чтобы не было темных закутков для любителей выпить пива на воздухе. Освещали все участки, скамейки ставили на открытых пространствах. Утром, днем и вечером аллею используют бабушки, дедушки и мамы с детьми. Ближе к вечеру на освещенной и открытой спортивной площадке появляется молодежь. Жители вложили в эту аллею свое вдохновение и труд. И они обеспечивают социальный контроль.

В Строгино наши жители добились того, чтобы на примыкающем к домам пустыре город сделал не перехватывающую парковку, как собирался, а парк. Объединились с обитателями соседних домов, разработали комплексный проект благоустройства, включили его в московскую программу «Народный парк». Сейчас это одна из точек притяжения для Строгино, там появились открытый стадион, детские площадки, смотровая площадка, мемориал в честь 70-летия битвы под Москвой. Территория живет по сценарию, который составили для нее сами люди.

– В ваших комплексах возникла бизнес-среда для семейного предпринимательства, рассчитанного на местный спрос. Как это получилось?

– Если просто продать все встроенные помещения коммерсантам, невозможно влиять на бизнес, который туда придет. Может по виться все, что угодно: интимный салон, продажа алкоголя, которая притянет соответствующий контингент из ближайших кварталов. Поэтому мы решили помещения сдавать в аренду, причем преимущественно своим жителям. Компания предоставила льготы для социально полезных сервисов, проводила промоакции. В итоге в Строгино порядка 60% помещений сдано в аренду собственникам квартир.

Предприниматель хочет привлечь и удержать соседей в качестве постоянных клиентов, а значит, должен поддерживать высокое качество услуг. Клиенты прекрасно знают, чей это салон красоты, аптека, лингвистическая школа, фермерская лавка, агентство недвижимости.

Один проект вырос в целый бытовой сервис. Началось с того, что в Строгино наши жители попросили открыть химчистку. Мы стали искать операторов, но наши помещения оказались для них слишком большими. Один владелец квартиры сказал, что у него есть деньги и желание попробовать. Он арендовал помещение, начал прием одежды, потом стал развивать дополнительные услуги: клининг, ремонт обуви. Получился небольшой Дом быта. Теперь предприниматель строит такой же бизнес в соседнем жилом комплексе, который тоже построил «Сити XXI век».

– Нужно ли это в развитом районе со сложившейся коммерческой инфраструктурой?

– В Строгино можно найти и детский центр, и языковые курсы, и спортивный клуб, и супермаркет. И конечно, мощный торгово-развлекательный объект рядом с жилым комплексом сильно оттягивает клиентуру у «домашних» бизнесов. Но потребность в качественных нишевых сервисах все равно остается. К логопеду, который арендует у нас помещение в Строгино, привозят детей со всей Москвы. При правильной концепции маленькие магазины, кафе создают приятную для многих альтернативу большому ТРК.

Кстати, соседские клубы мы задумывали только для своих жителей. А потом поняли, что такая закрытость не нужна. Атмосфера клуба, разнообразные занятия привлекают людей из старых кварталов, и это правильно. Мы можем решать точечные задачи. Например, организовать по просьбе группы родителей лекции о психологии подростков с вопросами и ответами. Такого точно нигде в округе нет.

– Какой проект создания комьюнити удался лучше?

– Трудно оценить. Разная среда, разные люди — разные комьюнити. В каждом месте срабатывают свои тонкие настройки. В Строгино больше бизнеса, спорта и драйва. В Видном — более домашняя история с совместными поездками, пикниками. Мы не сразу поняли, как расшевелить эту аудиторию, и чуть дольше с ней работали, но в итоге все состоялось.

Источник: 
газета ГУД News

Читать ГУД News online >>>

Возврат к списку