Приют для ярких индивидуалистов

12.03.2018

Рынок недвижимости не так чаcто удивляет новыми форматами. Но несколько лет назад появился коливинг. Мы спросили участников рынка, получат ли они развитие в России и что бы они посоветовали тем, кто хочет вложить деньги в подобный проект.

Коливинг — экономичная альтернатива обычной аренде жилья. Как правило, в коливингах у каждого резидента есть своя комната (спальня), а кухня, столовая, рабочее или общественное пространство — одно на всех. Все проживающие связаны друг с другом общими ценностями и стилем жизни. Случайные люди попадают сюда редко.

Основная аудитория формата — миллениалы, молодые люди 20–30 лет. Площадь личного пространства составляет от 11 до 20 кв. м. Стоимость проживания может — в Великобритании и США от $1000 до $3000 в месяц. Кроме общего рабочего пространства и мест для отдыха отдельные проекты предлагают целый спектр обучающих, развлекательных и спортивных мероприятий.

Формат появился в Сан-Франциско в 2013 году. Среди известных проектов — Gap House в Сеуле, Old Oak в Лондоне, Share House LT Josai в Нагое, Roam Coliving Housing Complex на Бали, Salva46 Apartment в Барселоне и WeLive в Нью-Йорке.

По данным сайта Coliving.com, 72 коливинга действуют в США, 16 — в Испании, 7 — в Индонезии, по 6 — в Колумбии и Франции, остальные 67 — в различных странах Азии, Африки, Европы и Южной Америки. Есть сети Hacker Home, Outpost Club и Common. В 2016 году сеть коворкингов WeWork запустила экспериментальный проект WeLive. В России пока на слуху единичные объекты. Это «Дом Аллигатор», Local Point, NovaLife в Москве, «Триглинки» и Early Birds в Петербурге, небольшой сетевой проект «Инсайт Хаус» в Сочи и Крыму. Большая часть из них выросла из коворкингов. Однако есть коливинг «Шерегеш» в Кемеровской области, скомбинированный с хостелом при горнолыжной трассе.

Стоимость проживания в петербургских коливингах составляет 13 000–15 000 рублей в месяц. В московском Local Point — 20 000 рублей за комнату на двоих.

Стоимость входа на этот рынок в России, по оценке директора по консалтингу и развитию Key Capital и сопредседателя Экспертного совета РГУД по редевелопменту Эвелины Ишметовой, находится в диапазоне 80 000–100 000 рублей за кв. м. Основателям NovaLife в мае 2017-го удалось привлечь в проект 3 млн рублей от будущих пользователей методом краудфандинга.

Мнения экспертов

Сергей Орешкин, руководитель архитектурного бюро «А. Лен», председатель комитета РГУД по урбанистике, градостроительству и архитектуре:

– Коливинг — совсем не западный формат, его придумали наши конструктивисты, знаменитые дома-коммуны построены на совместном использовании кухни, библиотеки, пространства для праздников.

На Западе не столько подхватили идею светлого будущего, сколько нашли способ собрать те деньги, которые не удалось собрать в форматах гостиниц, жилья, апартаментов. Коливинги в Лондоне, в Гамбурге, которые я видел, — это углубление рынка. В Лондоне даже двухзвездочные гостиницы стоят так дорого, а номера такие плохие, что тем, кто приезжает на учебу на две-три недели, выгоднее поселиться в коливинге. Я был в коливинге сети CitizenM. Он заточен именно под учащихся. Жилая зона разбита на очень тесные пространства — от номера на четыре человека до комнаты шириной в кровать. Но учебная зона, конференц-зона, атриумы, ресторан и столовая — все сделано на уровне «четыре звезды». Много мест, где можно включить ноутбук или просто поставить на зарядку телефон и полдня спокойно работать. Коливинг — это продолжение коворкинга, его спальная зона.

Коливинг хорошо комбинируется с апартаментами, обычным отелем с одной общей зоной для работы и отдыха. Тем, кто хотел бы в это вложиться, я бы посоветовал поспешить. Ниша у нас открыта, но она невелика, хватит на два-три года. Формат подходит для реконструкции объектов, которые генерируют маленькую прибыль. Можно сделать мультиформатный комплекс и менять границу между коливингом и коворкингом. Главное — правильно выполнить инженерную подготовку.

Владимир Ребас, сооснователь коливинга NovaLife:

– Если твои арендаторы предпочитают жить там же, где работают, возникает коливинг. Наши клиенты
(компании по продвижению, начинающие предприниматели) нередко арендуют рабочие места в коворкингах. Когда такие люди работают над проектом, они теряют представление о времени: готовы сидеть по 24 часа и не замечают, что наступила ночь. Если есть возможность в нормальных условиях переночевать здесь же и прямо с утра опять включиться в командную работу, они ею пользуются.

Обычно коливинг рассчитан на довольно длительное проживание. У нас в среднем — месяц-два. Обычно для коливинга не требуется особое место. Творческим людям, готовым жить и работать бок о бок, совершенно неважно, куда придется добираться.

Управляющую компанию мы ориентировали на стандарты и требования к гостиничному бизнесу. По нашим расчетам, окупиться проект должен за 20 месяцев. Ко второй половине 2018-го мы планируем открыть не менее пяти коливингов в Москве и Пе-тербурге. Версия, которую предложили мы, найдет спрос в любом городе с населением от миллиона человек.

Вера Сецкая, партнер и соуч-редитель компании GVA Sawyer (Москва), вице-президент РГУД:

– Я пока не видела ни одного коливинга вживую. В Москве сейчас пользуются большим спросом коворкинги. Все больше людей делает свою работу удаленно от работодателя. А коливинги нередко возникают как продолжение коворкингов, и это действительно удобно — жить и работать в одном месте, не тратя время на дорогу, особенно когда несколько человек заняты одним проектом.

Идея коливинга работоспособна не только для Москвы и Петербурга, но и для городов-миллионников, где много студенческой и творческой молодежи, появляются высокотехнологичные бизнесы и стартапы (например, для Екатеринбурга, Новосибирска).

Никита Шарапов, советник президента Becar Asset Management Group (Петербург):

– Коливинг — не просто формат, а способ жизни, основными условиями которого являются регулярное
неформальное общение, новые знакомства, пребывание среди единомышленников.

Пространство коливингов разделено на личную зону, где человек находится один (спальное место, санузел), и зону контактов (коворкинг-пространство, игровая, библиотека, кухня). Проживающих — более 15 человек. В России пока нет сформированного рынка коливингов. Из уже открытых можно отметить проекты «Деревня», Early Birds, NovaLife, «Дом Аллигатор».

Татьяна Гениберг, президент Клуба управляющих бизнес-цен-трами (Новосибирск):

– В Новосибирске коливинги отсутствуют как явление, формат даже не обсуждается в профессиональной среде. Несколько коворкингов, запущенных в городе, не прижились, потому что аналогичные задачи успешно решают бизнес-инкубаторы. Что касается совместного проживания, в Новосибирске студенческая молодежь довольствуется общежитиями или арендует квартиры в складчину.

Новосибирск — город продвинутый с точки зрения бизнеса, но консервативный в отношении быта. Пока я не вижу потенциала для коливингов как бизнес-идеи для нашего города.

Екатерина Гресс, генеральный директор компании IDEM (Нижний Новгород), председатель комитета РГУД по торговой недвижимости:

– Многое зависит от того, где запускается подобный проект. В Нижнем Новгороде он, на мой взгляд, пока не пойдет. Вернее, чтобы заработать, придется сначала затратить колоссальные усилия на позиционирование и продвижение. Буквально создать аудиторию, которой он будет интересен: придумать легенду, найти лидера мнений в молодежной среде, сделать модное место, где захочется бывать, события, в которых захочется участвовать, а заодно и жить рядом.

Я знаю пример, когда несколько дизайнеров поселились вместе и создали процветающую студию. То есть как житейская практика это уже есть в Нижнем. Но не как бизнес.

Ольга Архангельская, партнер компании EY, вице-президент РГУД:

– За рубежом коливинг очень популярен среди молодежи: в 2020 году доля миллениалов в экономически активном населении достигнет 70%. Но даже в развитых странах эта социальная группа не так велика. И возникает вопрос, насколько глубок спрос на такое проживание. Я изучила несколько коливингов. Пространство показалось мне не очень удачно приспособленным для жизни, но эти проекты делались «из того, что было». Думаю, чтобы создать хороший продукт, надо много инвестировать в деньгах, в идеях. Все-таки речь идет не столько об экономичном совместном проживании, сколько  об определенном стиле жизни — подвижном, раскованном, творческом. Это требует современной мебели, организации пространства. Превратить в коливинг обычное общежитие вряд ли удастся.

Денис Колокольников, сопред-седатель Экспертного совета по редевелопменту РГУД, ге-неральный директор компании RRG:

– Кооперативных форматов в кризис становится больше, на них есть спрос у тех, кто не может себе позволить собственное жилье, полноценный офис или торговое помещение. Есть прослойка людей, которые живут в хостелах, работают в коворкингах и, наверное, могут жить в коливингах.

Скорее, коливинг рассчитан на тех, у кого свободные деньги есть, но хочется чего-то необычного. Любой новый формат может «выстрелить» именно за счет новизны. Но и риски в этом случае выше. С концепцией можно не угадать. Мода на коливинги может пройти. Конкуренция может резко усилиться. Но если экономическая модель покажет оптимальные результаты для конкретной локации — почему бы нет?

Возврат к списку