Рыночные практики

15.02.2018

Рынок в XXI веке стал не просто местом для торговли, но и общественным пространством. Привычные всем прилавки выглядят, как в дорогих магазинах, а рядом работают интересные кафешки и площадки для мероприятий. Такие передовые базары встречаются в основном в столице, однако регионы уже спешат перенять модную практику.

Еще десять лет назад жители российских городов, прогуливаясь в отпуске по лондонскому Боро, барселонской Бокерии или роттердамскому Марктхолу, относились к ним как к туристическим аттракционам. Рынок как место, где покупают деликатесы, встречаются, закусывают, посещают кулинарные мастер-классы, слушают уличных музыкантов и даже смотрят кино, появился в России после 2010 года.

Начало положила Москва. К тому времени, как в столице появилась мода на фермерские продукты и случился ресторанный бум (он же — гастрономическая революция), в городе осталось лишь 22 рынка из 200. Для обновления и перезапуска объектов операторы подготовили проекты глобальной реконцепции, которые включали полное переосмысление торгового пространства, где помимо нарядных прилавков появились места для несетевого общепита и площадки для проведения тематических мероприятий: лекций, дегустаций и т. п. Обязательные условия — ремонт и приведение в современный вид советских зданий, витрин, мест общего пользования и обновление дизайна. Пришлось поработать и с персоналом, которому не просто выдали новую униформу, но и напомнили, как общаться с клиентом, избавившись от «советских» манер.

Важно, что на этих модных рынках предлагается фермерская и только качественная продукция, сетевых ритейлеров сюда не приглашают. Поддерживают ауру места и за счет общепита: на территории фуд-маркетов работает множество точек индивидуальных предпринимателей, арендующих иногда минимальные площади и предлагающих небанальные меню. За счет относительно недорогой аренды получается вполне эффективный бизнес.

Один из самых известных таких проектов — Даниловский рынок рядом со Свято-Даниловым монастырем. Им управляет известный ресторанный холдинг Ginza Project. На реконструкцию советского здания у него ушло больше года. Работы проводились без закрытия торговли. Сейчас в центральной части здания оборудовано 300 торговых мест, по периметру — 30 кафе и ресторанов, предлагающих мексиканскую, немецкую, корейскую, алжирскую, узбекскую и множество других кухонь мира.

В штате Даниловского рынка работает арт-директор, который отвечает не только за оформление пространства, но и за афишу, в которой можно найти фильмы, театральные представления, концерты и лекции. Регулярно проходят фестивали. Есть игровая комната для детей.

Другой пример — Дорогомиловский рынок, который считается самым известным и дорогим в Москве. Сейчас на нем более 500 торговых мест, он специализируется на продаже высококачественных сырых продуктов Столичные рестораны и другие оптовики закупают здесь овощи, фрукты, морепродукты, мясо и разные деликатесы. Пространство разделено на зону оптовой торговли с дебаркадером для грузового транспорта и обычный продовольственный рынок. По словам замдиректора рынка Павла Головацкого, высокая выручка позволяет продавцам платить аренду и получать прибыль. За обвес покупателей, недостаточно высокое качество продуктов и другие нарушения можно поплатиться арендным договором: для владельцев и других арендаторов важна высокая репутация места.

В регионах таких рынков пока что считанные единицы, хотя уже достаточно успешно развивается формат фреш-маркетов. Они обычно работают в составе классических торговых комплексов, занимая достаточно большие площади. Например, под фреш-маркет в ТК «Центральный» в Уфе отведен первый этаж площадью 5000 кв.м. Здесь свежую продукцию можно купить как у представителей федеральных сетей, так и у частных фермерских хозяйств. По словам операторов, выручка у таких проектов иногда в несколько раз больше, чем у сетевых супермаркетов.

Концепция очень интересна и будет развиваться, комментирует Екатерина Гресс, генеральный директор компании IDEM, председатель комитета РГУД по торговой недвижимости. Она считает рынки одним из самых рентабельных форматов сегодня. Однако арендная плата за места на Даниловском или тем более Дорогомиловском рынках «очень московская» и для регионов практически недостижима, говорит она.

Источник: газета ГУД News

Возврат к списку