С фальсификатом в России не борются

05.03.2018

Проблема контрафактной продукции в строительной отрасли затрагивает и производителей, и подрядчиков. Подделки, хоть и позволяют экономить, сказываются на качестве и безопасности объектов, а в конечном счете — на репутации застройщика. О том, зачем продавцам и покупателям нужно объединяться в борьбе с фальсификатом, почему поставщиков необходимо тщательно проверять и чем грозит закупка непроверенных материалов, рас- сказывает Олег Жигель, директор ООО «Алютех». 

– Давно ли появилась эта проблема? Много на рынке контрафактной продукции? 

– Доля подделок на рынке стройматериалов с каждым годом растет. По очень общим подсчетам, доля фальсификата на мировом рынке составляет до 10%, но по разным позициям цифры разные. Например, в России больше всего фальшивок в прошлом году было зафиксировано на цементном рынке — порядка 40%. Важно понимать, что проблема касается не только производителей, для которых она оборачивается сокращением прибыли, усилением конкуренции и пр. Поскольку речь идет о гражданском и промышленном строительстве, все гораздо серьезнее. От применения таких материалов страдает качество объектов, а по многим позициям — безопасность. 

– Стоимость контрафакта заметно ниже? 

– По алюминиевым профилям — на 20–40%. Мы обратились к компании-застройщику со своей продукцией и предварительными расчетами и узнали, что у него есть предложение по такой цене. Подобная разница должна вызывать у покупателя вопросы, ведь никакие скидки, опт и пр. не могут ее объяснить. 

– Какие пути решения проблемы вы видите? 

– Необходимо усиливать законодательную базу. В России с фальсификатом практически не борются. Причем это касается не только рынка строительных материалов, но и других отраслей. Однако первые позитивные сигналы есть. Так, в прошлом году была введена обязательная сертификация цементной продукции. Минпромторг назвал ее пилотным проектом. Если его признают успешным, то распространят и на другие сектора.

 – А что делать сейчас, пока государство занято разработкой законодательной базы? 

– Застройщик должен проверять производителей, поставщиков, сборщиков, подрядчиков, с которыми сотрудничает. Сейчас все каталоги находятся в свободном доступе, любой может сделать аналог продукции и выпускать его сам, не заботясь о качестве исходного материала, соответствии заявленным техническим характеристикам. Часто бывает так, что компания заказывает профиль у одной фирмы, а комплектующие, например резиновые уплотнители к нему, — у другой, где дешевле. Потом оказывается, что комплектующие были некачественными. С претензиями в итоге идут к производителю, хотя он тут ни при чем. Мы своим клиентам рекомендуем определенные комплектующие, гарантируя их качество, но не все обращают на это внимание. С производителями профильных систем другая ситуация. Например, успешная компания расширяет производство и открывает новый завод, а на нем продукцию изготавливают с нарушением технологии. Заказчику нужно отслеживать такие вещи: требовать сертификаты (в том числе по нормам Европейского союза), исчерпывающую сопроводительную документацию и пр. 

– Чем грозит использование фальсификата? На примере вашей продукции. 

– Применение сырья на основе ломов и вторичных сплавов, несоблюдение технологии прессования, механической обработки и финишной отделки профилей, стремление к снижению металлоемкости профилей путем уменьшения толщины стенок — все это ухудшает физико-химические свойства материала, снижает их прочностные (несущие) характеристики, понижает коррозионную стойкость, и в итоге архитектурная система из таких профилей не отвечает нормативным требованиям по безопасности и эксплуатационной надежности. Нередки случаи потери несущей способности элементов конструкций, в результате — частичное или полное разрушение фасадных элементов.

Возврат к списку