Школьная задача для строителей

02.10.2018

Школа может быть не только местом, где дети получают образование, но и драйвером развития территорий. Недавнее  исследование показало: в Москве рост среднего балла ЕГЭ по русскому и математике на семь пунктов даёт прирост в 4,7–6% к цене квартир. Девелоперы уже сейчас используют близость хороших школ как рекламу. А в строительстве новых видят не только социальную нагрузку, но и возможность поднять продажи.

Школа призвана не только давать образование по общей программе, но и обучать детей множеству навыков, которые помогут им во взрослой жизни, привьют желание учиться, постигать новое и т. п. Хотя в узких рамках российского образовательного и градостроительного регулирования эта задача выглядит трудновыполнимой, отдельные интересные проекты в Москве и, что примечательно, в регионах постепенно появляются. Например, 1 сентября в посёлке Молодёжном Иркутской области открылась школа имени Героев-космонавтов, которую местные жители уже называют «космической». Строили школу в 2017-м (в год пятидесятилетия запуска первого искусственного спутника Земли). Этот юбилей и ряд других событий и подтолкнули к идее сделать тематическую школу. Компания «Восток Центр» возвела её в рекордные сроки — всего за полгода, но уникальность проекта не только в этом. Фасад здания украшает портрет Юрия Гагарина, а каждый из восьми корпусов, по задумке строителей, соответствует одной из планет Солнечной системы. Здесь есть зрительный, спортивный, танцевальный залы, обсерватория, библиотека с книгохранилищем, конференц-зал, бассейн. При этом за основу здания был взят типовой проект, включённый в федеральный реестр (ранее по нему построили школу в иркутском микрорайоне Ново-Ленино).

Частная или государственная?

Девелоперы уже сейчас используют близость хороших школ как рекламу. А в строительстве новых видят не только социальную нагрузку, но и возможность поднять продажи. Правда, чаще всего используются типовые проекты, которые можно быстро провести через экспертизу, недорого построить и легко передать системе образования. Однако можно делать лучше, считает Марк Сартан, руководитель проекта «Умная школа».

«Конструктивизм в архитектуре сделал в своё время важную вещь — внешний облик здания стал соответствовать его внутреннему содержанию, его функции. Типовые коробки, которые мы имеем, — отражение классического подхода, когда в образовании практиковались унификация, предметное преподавание, акцент на накопление знаний и сегрегация учеников по способностям, здоровью и социальному статусу. Если школа подразумевает широкий спектр возможностей, разнообразную деятельность, развитие компетенций, индивидуальный подход к ученикам и инклюзивное обучение, то всё это найдёт отражение в архитектуре. Здание станет интереснее, выражая суть современного образования и задавая новую планку для развития района».

Разумеется, эти здания будут отличаться от традиционной советской школы не только фасадом, но и организацией внутреннего пространства. Вместо коридоров и одинаковых классов со строгой специализацией и фронтальной рассадкой учеников там появятся многофункциональные, открытые, трансформируемые помещения, места не только для групповых, но и для индивидуальных занятий, безбарьерная среда. А чтобы школа могла выполнять роль не только учебного заведения, но и центра общественной жизни в районе, ей понадобятся полноценные публичные пространства.

Для создания «Умной школы» в Иркутске был проведён международный конкурс, на который подали заявки 50 архитектурных компаний из 26 стран и который выиграло архитектурное бюро CEBRA из Дании. И сейчас на 20 га недалеко от Байкальского тракта строится сложный образовательный комплекс из 25 зданий, где кроме учебных помещений есть планетарий, теплицы, пространства для инсталляций, выставок, экспериментальной деятельности и многого другого. Всё это предназначено не только для детей и педагогов, но и для всех жителей Иркутска.

Однако «Умная школа» — частный проект, который финансируется из средств благотворительного фонда «Новый дом» (при школе появится посёлок для приёмных семей). Как и школа Летово, гимназия инновационного центра «Сколково» и другие, претендующие на роль точек роста в современном образовании. А вот насколько готова государственная система принимать и осваивать новые школьные здания?

Марк Сартан считает, что требования госструктур к школам постепенно меняются. Московский департамент образования и Министерство образования РФ демонстрируют интерес к новым проектам. Чиновники бывали в Финляндии, Дании, Сингапуре и хорошо представляют себе, как должны выглядеть такие объекты.

Вопрос упирается в нормы и бюджет.

Не нормы, а параметры

Сдвинуть процесс с мёртвой точки могут архитекторы и девелоперы, если не просто покажут чиновникам новые красивые пространства, а смогут объяснить, как они работают на задачи образования. Разумеется, для этого понадобятся специалисты, которые понимают специфику образовательного процесса в его пространственном воплощении. Таких экспертов немного, но благодаря частным школам они всё-таки появились.

«Умная школа», в частности, по заказу девелоперской компании «A101» составила каталог требований к организации образовательного пространства, которые понятны архитекторам. Его презентация состоится в конце сентября, на выставке Build School 2018. Марк Сартан надеется привлечь внимание чиновников Минстроя. Потому что строительные и санитарные нормы и правила тоже тормозят появление новых школ.

«Никто не выводит нормы из требований образования, — утверждает г-н Сартан. — Они родились из представлений о безопасности 50-летней давности. Причём трактуют их обычно расширительно, сужая спектр возможностей. Это мешает образовательному процессу и мешает строить современные здания. Пора нормировать не решения, а параметры. Например, требовать не инсоляции, а определённого уровня освещённости».

Детские сады тоже нуждаются в пересмотре норм и подходов к проектированию. Там странных требований ещё больше. В России старших детей старательно отгораживают от младших, еду разносят по группам вместо питания в общей столовой. А территорию детского сада разбивают на совершенно одинаковые участки, закрепляя их за группами, хотя можно сделать их разными и использовать по очереди, увеличивая познавательные и двигательные возможности детей, расширяя их опыт.

В школу по соседству

Чтобы узнать о современной школе больше, есть смысл по-смотреть на систему образования Финляндии, которая считается одной из лучших в мире. Например, в школе и детском саду района Kalasatama практически полностью отказались от классных комнат в пользу прозрачных, открытых, связанных между собой пространств. Школа Saunalahti спроектирована Verstas Architects как культурный и социальный центр целого района. Дизайн здесь является одним из инструментов обучения и воспитания детей. В вечернее время на территории школы открыты библиотека, общественное пространство, образовательные центры для взрослых.

Учёба без стресса

Финляндия с населением 5,5 млн человек в XXI веке перехватила у России статус самой читающей страны мира, несмотря на отсутствие в школе часов по литературе. Высшее образование есть у 42% населения, однако государство настроено увеличивать эту долю, а не снижать её. При этом в стране очень высок уровень индивидуального предпринимательства, то есть система воспитывает людей, готовых брать на себя ответственность за собственную жизнь.

Образование начинается с шестилетнего возраста, продолжается в среднем около 15 лет и является бесплатным для всех. Философия образования по-фински строится на том, что все способны учиться. Главная задача педагога — развить потенциал личности, научив осознанности, самостоятельности и командной работе. Стресс в учёбе — негативный фактор, его стремятся снизить, повысив уровень счастья. Важно не количество часов, а их наполнение. Нагрузка в школах сравнительно низкая, нет домашних заданий. Финны избегают публичной оценки детской успеваемости, о ней знают только ученик и его родители.

Вместо накопления теоретических знаний в детях развивают культурные компетенции, многофункциональную грамотность, умение пользоваться IT без фанатизма, способность позаботиться о себе, искать информацию, критически мыслить. В Финляндии очень чутко относятся к желанию ребёнка двигаться. Отсюда — просторные коридоры и большая, хорошо продуманная территория для прогулок с занятиями для детей разных возрастов, которая может выходить в естественный природный ландшафт — например, к озеру. Особое внимание уделяется тому, что происходит в обществе и окружающей среде. В некоторых школах переходят от изучения предметов к изучению явлений — с разных точек зрения. Всё это не может не влиять на архитектуру.

«Финские реформы в образовании стартовали около 10 лет назад. Тогда же начались исследования взаимосвязей архитектуры и образования, появились концепции нового образовательного пространства. Эксперименты продолжаются по сей день. Финские архитекторы гораздо влиятельнее и свободнее в решениях, чем их российские коллеги, они смелее отстаивают свою точку зрения перед девелоперами и властями. Муниципалитеты, которым важно подчеркнуть собственную идентичность, поощряют оригинальные проекты. Центральная власть, со своей стороны, полностью доверяет муниципалитетам», — рассказывает Ирина Солонова, управляющий партнер Puspro Education, которая проводит бизнес-туры в Финляндию для архитекторов и девелоперов.

В России пока больше интереса к новым школьным проектам проявляют архитекторы. Иногда — крупные девелоперские холдинги, которые не боятся экспериментов. Большинство компаний видят в школах обременение, поэтому и здания строятся без особого энтузиазма и воображения.

«Представьте себе, как будет выглядеть ваша школа через 20, 30, 50 лет, — рассуждает Марк Сартан, — и вам захочется построить её так, чтобы дети и родители не проклинали вас всё это время. Как этого добиться? Как в хоккее — надо бежать не туда, где шайба находится сейчас, а туда, где она будет». 

Источник: ГУД News

Возврат к списку