В поисках комфорта

28.06.2018

Как сделать комфортными районы новостроек, чтобы жить там было так же удобно, как в историческом центре? На что обратить внимание? Кто виноват, что не всё пока получается, и как изменить ситуацию? Об этом дискутировали строители и архитекторы в ходе «круглого стола», проведённого Российской гильдией управляющих и девелоперов в рамках St. Petersburg Design Week.

Модераторами выступили Антон Финогенов, директор проектного института «Урбаника», и Вадим Басс, доцент факультета истории искусств Европейского университета. Сама постановка вопроса о создании комфортных районов свидетельствует, что запрос такой существует — не только у потребителей, но и у участников строительного рынка. Время, когда клиент ограничивался лишь точечными требованиями к конкретной квартире, давно прошло. Масштаб обустройства в пределах подъезда и даже дома тоже перестал представляться чрезмерным. Конкуренция подталкивает, и застройщики всё чаще задумываются о создании удобных кварталов, а то и целых микрорайонов. Это совпадает и с укрупнением участков: локальных пятен для единичных зданий в городе мало, на повестке — освоение десятков гектаров в рамках редевелопмента или застройки периферийных и пригородных территорий.  

Многовато будет

Зам. генерального директора ЦРП «Петербургская Недвижимость» Ольга Трошева поделилась петербургской статистикой: самые застраиваемые локации Северной столицы и ближайших пригородов — это Юнтолово, Каменка, Парголово, слившиеся практически в единое целое Бугры, Мурино и Новое Девяткино, а также находящиеся рядом Ручьи, Янино, Кудрово; на юге — Шушары и «Балтийская жемчужина». Там уже построено 9,7 млн кв.м жилья, а к 2022 году эта цифра может подрасти до 15,6 млн кв.м. На эти микрорайоны приходится 40% спроса: сейчас здесь живут 474 000 человек, а к 2022-му это число увеличится до 766 000.

Доцент кафедры архитектурного проектирования СПбГАСУ Владимир Линов советует: «Чтобы среда была комфортной, прежде всего необходимо соблюдать норму по плотности населения: если на одном гектаре будут жить 400-450 человек, то сделать их проживание комфортным получится, если больше — нет. Но застройщикам такой подход не нравится». По его мнению, в отсутствии комфортной среды виноваты девелоперы, которые просто не хотят выделять под неё необходимые площади: «Архитекторы бессильны».

Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank St. Petersburg, парирует: «Сложно упрекать девелоперов в том, что они пытаются минимизировать всё, что не приносит прибыль». По его мнению, дело в несовершенстве законодательства, которое не позволяет эффективно регулировать появление в районах новой застройки необходимой социальной инфраструктуры: «Контроль за работой застройщиков должны взять на себя власти».

Впрочем, говорить о полном отсутствии контроля со стороны власти не приходится. Новые Правила землепользования и застройки Петербурга ограничили высоту и плотность новых комплексов, а обновлённые нормативы градостроительного проектирования ужесточили требования по размещению социальной инфраструктуры и благоустройству. Правда, качественного улучшения ситуации это пока не принесло. Да и необходимость согласовывать архитектурно-градостроительный облик жилых зданий не обеспечила повсеместного применения петербургского «дизайн-кода», т.е. писаных и неписаных правил, по которым формировались исторические районы города.

От стандарта к арт-объекту

Продвинутые застройщики вырабатывают свой «дизайн-код» для оформления новых кварталов — от цветового решения фасадов до детских и спортивных площадок. Так, компания «Северный город» из Группы RBI при строительстве ЖК Ultra City на Комендантском проспекте (его даже хвалили петербургские градозащитники, что случается крайне редко) отправной точкой для цветовых сочетаний выбрал иллюстрации к детским сказкам художника Билибина — комфортные для глаза пастельные тона. Их использование, помимо эстетического, создаёт и психологический комфорт, ведь человек нуждается в постоянной смене визуальных впечатлений. Если в историческом центре за это отвечает разнообразная архитектура с множественным декором на фасадах, то в новых районах применение цвета может стать убедительной альтернативой. Ещё одна «фишка» комплекса — арт-объект, разработанный студией Артемия Лебедева. Он одновременно служит и детям, и взрослым: в центре композиции — кольца спирали, которые можно использовать для игр, вокруг — деревянные помосты, где можно присесть и по-добрососедски обсудить последние новости.

Правда, такие дизайнерские детские площадки в новых петербургских ЖК — редкость. По словам Максима Гвалия, представителя Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации, большинство застройщиков относится к их созданию весьма формально. Требования к дизайну документом не предписаны, есть лишь некоторые ограничения в использовании материалов, например, запрещён слоистый пластик. Основное же — безопасность оборудования и его покрытия, отсутствие зазоров, в которых может застрять одежда, а то и сам ребёнок. Многоцветный облик, характерный для площадок в России, требованиями безопасности не регламентирован. Хотя красным цветом, как правило, обозначают наиболее опасные элементы.

Школы и детские сады тоже могут стать привлекательными арт-объектами — как снаружи, так и внутри, и даже заслужить международное признание. Так, три года назад Академия балета Бориса Эйфмана, построенная по проекту «Студии 44» Никиты Явейна, стала финалистом Международного фестиваля архитектуры. Конечно, это не обычная общеобразовательная школа, и создана она на бюджетные средства, но планка для развития архитектуры образовательных учреждений задана высокая.

Конструктивный союз

По ходу дискуссии выяснилось, что зодчие и девелоперы вполне могут играть в одной команде, а не только предъявлять взаимные претензии. Вадим Басс поинтересовался, насколько взаимодействие компании RBI c иностранными архитекторами (в частности, с каталонцем Рикардо Бофиллом) отличается по эстетическим и функциональным результатам от работы с россий скими. «Наш опыт показывает, что петербургские зодчие могут предлагать решения ничуть не хуже. Во многом это зависит от заказчика, от правильной постановки задачи», — уверен Михаил Гущин, директор по маркетингу RBI. Всеволод Глазунов, директор по маркетингу компании «Легенда», добавляет: «Главное — вести разговор с архитектором на экономическом уровне».

Алина Черейская, партнёр архитектурной лаборатории SA lab, полагает, что широкая конкурсная практика помогла бы найти новые интересные решения для ЖК и общественных пространств. При этом важно, чтобы архитектор не только думал об эстетике, а стремился раскрыть проблематику и потенциал места. Она с сожалением отметила, что в Петербурге у молодых архитекторов мало возможностей для продвижения: открытые конкурсы проводятся редко, а победившие проекты ещё реже реализуются на практике. «Отработанного конкурсного алгоритма нет, ошибки начинаются с формирования технического задания, в котором должны быть прописаны конкретные требования и критерии выбора победителя. Но, как правило, информация очень расплывчатая. Все, например, в требованиях к проекту указывают «экономичность и реализуемость», но правильнее обозначить предполагаемую сумму на строительство или цену 1 кв.м. Другая проблема — закрытость большинства конкурсов, что снижает творческую конкуренцию, а вместе с ней и уровень работ, а также впечатление от результатов», — говорит она. А вот в мировой практике конкурс — это инструмент открытия молодых архитекторов, поиска лучшего проектного решения и свежих идей. «Именно благодаря конкурсам известны такие ныне знаменитые мастерские, как Zаhа Hаdid Architects, Snohetta, BIG и другие. Надеюсь, благодаря конкурсам со временем и в Петербурге появятся бюро такого уровня», — добавила архитектор.

Пешим ходом

Стремление к комфорту подчас заставляет самих жителей создавать рекомендации для проектировщиков и строителей. Так, программист Егор Смирнов много лет боролся с чиновниками за эргономичную организацию пешеходных дорожек в собственном дворе. Процесс его так увлёк, что вместе с ИТМО он разработал алгоритм, который позволяет ещё на этапе проектирования спрогнозировать, где появятся стихийные тропки на газонах. Дело в том, что маршруты между ключевыми точками притяжения (например, входом в ЖК и остановкой транспорта) должны быть самыми короткими, дорога не должна отклоняться от цели более чем на 30-40 градусов. (Любопытно, что эта цифра есть в методических рекомендациях ЦНИИП градостроительства аж от 1987 года, но далеко не все их применяют.) Если же отклонение больше (грубо говоря, если нужно сделать значительный крюк, чтобы дойти до магазина), люди начинают срезать путь напрямик по газонам. В итоге управляющие компании ставят заборы и тратят большие суммы на восстановление зелёных зон. Г-н Смирнов привёл несколько примеров таких стихийных тропинок в микрорайоне «Балтийская жемчужина», в парке Победы, в парке Героев-Пожарных, который обустраивают на юге Петербурга, а также в проектируемом парке при ЖК «Северная долина» в Парголово. «Это происходит потому, что дорожки ведут куда угодно, только не туда, куда нужно людям. Они не соединяют какие-то важные точки. А люди любят, когда им удобно».

Отсутствие комфортной среды в новых ЖК во многом связано со сложностями взаимодействия между архитекторами, застройщиками и властью, резюмирует Антон Финогенов. Но всёже надежда есть: появляются первопроходцы, которым удаётся наладить тройственный союз и вместе создавать интересное и удобное для жизни пространство. Тем более запрос на это есть, а жители новостроек всё чаще занимают активную гражданскую позицию.

Источник: Газета ГУД NEWS

Возврат к списку