Итоги конференции «МАЛОЭТАЖНЫЙ ФОРМАТ»: вся правда о рынке загородной недвижимости

21.04.2017

14 апреля в Москве состоялась практическая конференция «Малоэтажный формат: вся правда о рынке загородной недвижимости». Эксперты рассмотрели показатели и тенденции рынка, обсудили потребительские предпочтения, стратегии продаж и финансовые инструменты.

Малоэтажка1_540х356.jpg

Организатор мероприятия – PROEstate Events. Конференция прошла  при поддержке учебного центра Academy of Real Estate, Российской Гильдии Управляющих и девелоперов, Ассоциации инвесторов Москвы и Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства. Стратегический партнер – LANDWERK, партнер – Villagio Estate.

О проблемах рынка

По оценкам экспертов, финансовые кризисы 2008 и 2014 годов негативно повлияли на развитие малоэтажного рынка: дома в некоторых загородных проектах продаются больше 10 лет. На разном расстоянии от Москвы существует около тысячи поселков разных форматов. Большая часть предложения – земельные участки без подряда.

Леонард Блинов, директор по стратегии развития ГК «А101» сообщил, что лишь в 10 загородных поселках стабильно продается до 10 домов в месяц. По его словам, затрудняют продажи транспортная доступность, скудная инфраструктура и высокая стоимость эксплуатации загородных домов.

«Мы считаем, что рынок малоэтажного жилья нужно развивать в рамках комплексного освоения территорий, сочетая многоэтажный и малоэтажный форматы – уверен Леонард Блинов. – При масштабном строительстве быстрее идет возврат инвестиций и девелоперу проще решить проблемы с транспортом и инфраструктурой, удешевить коммунальные услуги. Доля малоэтажных объектов в проектах КОТ может составлять до 30%».

О портрете покупателя

Дмитрий Гордов, генеральный директор компании LANDWERK рассказал о потребительских предпочтениях: «Современные покупатели загородного жилья – это семейные люди, которые настроены торговаться. Они предпочитают формат «хочу прямо сейчас» – купить дом и сразу привезти семью. С конца 2015 года мы отметили, что загородным жильем в Москве стали интересоваться представители дальнего зарубежья, особенно китайцы. Дачный формат по-прежнему остается востребованным, потому что россияне любят ездить летом на дачу. При этом сегмент эконом-класса исчерпал себя. Деньги остались у людей с доходами выше среднего, которые могут себе позволить дом за 5-10 млн рублей. С точки зрения формата, землевладельцам  достаточно 8-10 соток, чаще они делают выбор в пользу «сухих» сетей – самостоятельно  бурят  скважины и оборудуют канализацию».

 Что делать, чтобы продать?

«Для загородных поселков важна концепция, нет концепции – провал, – резюмировал Константин Романов, директор по развитию Villagio Estate. – Чистое поле никого не интересует. Нужно создавать дополнительные ценности. В нашем проекте PARK AVENUE (таунхаусы и квартиры) мы добавили панорамное остекление (+ 5 % к затратам), эксплуатируемую кровлю (+12 % к затратам), озеленение участка (+10%), участки с террасой у квартир (+7,5%), освещение фасадов (+2,5%), парк с водоемом (+15%). В итоге таунхаусы распроданы на 90%. За 4 года их стоимость выросла в 2 раза. Стоимость квартир с выходами на кровлю увеличилась примерно на 20%. При этом их продали быстрее остальных студий».

Сергей Колосницын, директор Департамента жилой недвижимости PENNY LANE REALTY рассказал о новой модели загородных поселков бизнес-класса. По словам эксперта, в сегменте премиум-класса рынок перенасыщен – 5 тыс. предложений стоимостью свыше 30 млн рублей. Ниши для бизнес-класса практически нет. «По нашим подсчетам, востребованное предложение в сегменте бизнес-класса – это 180 квадратных метров под ключ стоимостью 15 млн рублей», – констатировал Сергей Колосницын. – Главные критерии для проектов бизнес-класса – расположение, архитектура и эффективные планировки. Люди устали от «шанхая» и некачественных фасадов. Никому не нужны бильярдные и сауны. Пора применять новые технологии, качественные материалы и руководствоваться рациональностью. Покупатели бизнес-класса тоже считают деньги».

Финансовые мотиваторы рынка

По данным Людмилы Цветковой, исполнительного директора компании «МИЭЛЬ-Загородная недвижимость», доля ипотечных сделок в сегменте коттеджей и таунхаусов составляет сегодня не более 15%. Банкам не выгодно выдавать кредиты на покупку загородного жилья, потому что загородный дом имеет низкую ликвидность, есть проблемы с документацией, статусом объектов и оформлением права собственности.

Как застройщикам договориться с банками рассказала Анна Борисова, директор департамента ипотечного кредитования семейства компаний KASKAD Family. «Рынок загородной недвижимости для банков казался нерентабельным, они не понимали, как работать с таунхаусами – такого понятия до сих пор нет, – делится опытом Анна Борисова. –  Наша задача состояла в том, чтобы «заточить» продукт под ФЗ-214. Мы убрали из договора долевого участия землю, а таунхаус заменили на «блок-секцию без земли», которая приравнивается к квартире. Теперь у нас больше 15 банков-партнеров. Мы предлагаем покупателям сниженную процентную ставку – 10,07%, субсидированную процентную ставку, ипотеку без первоначального взноса, ипотеку для индивидуальных предпринимателей и владельцев бизнеса, ремонт в ипотеку».

По утверждению Елены Бусыгиной, заместителя руководителя Дирекции ипотечного кредитования АКБ «Российский капитал» банки начинают снижать условия по андеррайтингу и брать на себя риски с землей, если земля не имеет статуса природоохранной территории: «Из 10 клиентов, которым нужен кредит на покупку дома с землей, трое сразу уходят, потому что земля у них находится на природоохранной территории. Конечно, банку интереснее работать с таунхаусами, потому что это дом без земли и документооборот упрощается». 

Малоэтажка_540х356.jpg

Возврат к списку