Крупные российские и иностранные компании vs. малый и средний бизнес: взаимное доверие заказчика и поставщика

20.06.2018

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Происходят положительные сдвиги в поддержке и развитии малого бизнеса

«Есть хедлайнер, госкорпорация, но вокруг нее малый бизнес сам организует массу сервисов <…> и вот в этом залог успеха. Мы создаем фактически экосистему по выращиванию высокотехнологичного производства, и мы уже видим результаты», — Александр Калинин, президент «ОПОРА РОССИИ».

«Количество номенклатурных позиций (товаров, закупаемых у малого бизнеса — Ред.): 2015 год — 8,4 тыс., 2016 год — около 100 тыс. <…> 2017 — 160, и в этом году уже перешли за 200 тыс. позиций. <…> Это дало нам возможность говорить о более масштабной задаче <…> — это матричная диверсификация экономики», — Александр Браверман, член совета директоров, гендиректор – председатель правления АО «Корпорация «МСП».

Зарубежные компании активно сотрудничают с МСП

«Мы признаем большую важность работы с малыми предприятиями, и особенно это важно в сельском хозяйстве. <…> У нас есть специальная программа, которая называется Smart Barley, она проводится в России уже 4 года», — Ричард Уайт, вице-президент по вопросам закупок и устойчивого развития Anheuser-Busch InBev Europe.

«Мы рассматриваем себя как платформу, на которой могут быть собраны различные решения, предоставленные для МСП. <…> Мы выдвинули ряд малых и средних предприятий для того, чтобы они помогали нам в обработке наших отходов», — Эрван Дюпюи, гендиректор «Сен-Гобен» в СНГ.

ПРОБЛЕМЫ

Материальные и временные издержки участия в закупках 
и отсутствие единых критериев

«Огромный объем документов еще остается серьезной проблемой. <…> Помимо большого количества площадок не надо забывать, что и стоимость участия там иногда доходит до 120 тыс. рублей в год», — Артем Аветисян, директор направления «Новый бизнес» АСИ; председатель НП «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса».

«Очень непростая тема <…> это существование <…> фирм-прокладок, через которые поставщик либо не может пробиться, либо, пробиваясь, получает этот тендер на субподряд, отдавая 20 <…> иногда 30% от цены контракта», — Сергей Глухов, гендиректор НП «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса».

«Несоразмерность штрафов, накладываемых на разные стороны, — это тема, которую любой бизнес озвучит», — Елена Дыбова, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ.

Необоснованные отмены аукционов

«Часто бывает, что компания заплатила взнос 15 тыс. рублей, это реальный случай, тендер отменили, через два дня вывесили другой, с другим номером, а деньги-то не возвращаются», — Артем Аветисян.

Ограничение доступа для новых предприятий

«Иногда в тендерах обязательное условие 3-5 лет, но новая компания как может такой опыт получить?», — Артем Аветисян.

Уход от конкуренции

«Очень много закупок стало уходить в сферу единственного поставщика. <…> И это тенденция тревожная. Если два года назад — еще 45%, по-моему, было у единственного поставщика, сейчас уже больше 50%», — Александр Калинин.

«Спецификации и техзадания, которые пишутся под конкретного <…> поставщика, причем < > непосредственно самими поставщиками», — Сергей Глухов.

РЕШЕНИЯ

Требуется проводить упрощение и стандартизацию

«Сертификация и аккредитация должна быть простой и понятной для малого бизнеса», — Александр Калинин.

«Для малого бизнеса мы предлагаем ряд шагов <…> Это стандартизация заявок, запрет требовать дополнительные документы при закупках, стандартизация гарантий <…> переход с 1-го июля к закупкам МСП на единых площадках», — Алексей Лавров.

Обеспечить государственные закупки для МСП через квотирование

«Мы всегда выступали за квотирование. <…> Прежде всего, у нас всегда перед глазами был опыт Франции. <…> Именно Франция еще в 70-е годы использовала этот механизм для того, чтобы вырастить высокотехнологичный бизнес, и французы достигли в этом успехов», — Александр Калинин.

Следует отказаться от использования только ценового показателя выбора поставщика

«Нормальный производитель <…> не может все время на грани рентабельности работать. <…> Как мне представляется, если цена падает меньше 25% (более чем на 25% - ред.), экспертиза поставляемой продукции должна стать обязательной», — Елена Дыбова.

«Мы должны проводить экспертизу продукции. <…> Наша совместная задача — найти справедливые формулы для того, чтобы цена и качество соответствовали потребностям и заказчика, и потребителя», — Анатолий Чабунин, заместитель гендиректора ОАО «Российские железные дороги».

Снижение издержек при участии в закупках

«По [ФЗ] 44, что мы предлагаем и уже делаем <…> малый бизнес <…> не будет предоставлять никакого обеспечения закупок при маленьких торгах. <…> Предлагаем освободить малый бизнес от предоставления обеспечения исполнения контракта, если у него есть <…> за последние три года три исполненных государственных, муниципальных контракта. <…> Предлагаем ввести правило второго участника», — Алексей Лавров, замминистра финансов РФ.

Развитие доверия между поставщиками и заказчиками

«Взаимное доверие между поставщиком и заказчиком <…> это движение двустороннее, и оно должно быть взаимным <…> и мы готовы продолжить эту работу», — Юрий Зафесов, директор департамента закупочной деятельности ПАО «Россети».

Совершенствование механизма выращивания поставщиков

«Еще один момент — это действующий механизм выращивания поставщиков, он появился, но очень многие предприниматели говорили, что он носит отчасти декларативный характер», — Сергей Глухов.

«По выращиванию поставщиков <…> какие-то преференции должны быть, но они не должны ограничивать появление новых участников на рынке», — Анатолий Чабунин. 

Возврат к списку