От торговли к общению: как торговые центры меняются под влиянием трендов.

17.04.2024

Российский Совет Торговых Центров (РСТЦ) объявляет о новом тренде, который набирает обороты в 2024 году – формирование общественных пространств в торговых центрах. Они станут неотъемлемой составляющей любого формата торгового комплекса и откроют новые перспективы для индустрии.

В наше время запросы и предпочтения потребителей постоянно меняются, но ритейл часто остается упертым в своих старых методах. Вместо того, чтобы привлекать клиентов, как это делалось в начале 2000-х, сегодня ритейлу необходимо адаптировать свою концепцию к современным реалиям.

Современное пространство торговли становится все более общественным, и ритейл должен это понимать. Чтобы привлечь больше клиентов, необходимо встроиться в те места, где они проводят больше всего времени.

Как отмечает Олег Войцеховский, основатель и управляющий директор РСТЦ изменения в инфраструктуре ТЦ и потребностях населения стали катализатором для развития тренда появления общественных пространств в торговых центрах, в последние годы.

Освобождение значительных площадей в торговых центрах, включая столичные объекты, привело к увеличению вакантности до 14% и более.

В ответ на эту ситуацию, развитие неторговых арендаторов, поддерживаемое посетителями ТЦ, стало эффективным решением проблемы вакантности и привлечения дополнительного трафика. Государство также принимает активное участие в стимулировании развития культурных и интеллектуальных кластеров в ТЦ. Правительством Москвы были выделены гранты на перепрофилирование площадей под арендаторов неторгового профиля и на реконструкцию фасадов. 

РСТЦ активно участвовал в разработке этих мер, а теперь планирует распространить опыт на другие регионы.

Планы и стратегии развития общественных пространств в ТЦ на ближайшие годы предполагают создание разнообразных культурных и интеллектуальных кластеров, соответствующих концепции каждого торгового центра. Важно, чтобы общественные пространства интегрировались органично в проект и способствовали привлечению новой аудитории.

Какие конкретные изменения в инфраструктуре ТЦ и потребностях населения стали катализатором для развития этого тренда в последние годы?

В 2022 году освободились значительные площади, которые занимали торговые операторы в торговых центрах, и до сегодняшнего времени вакантность может составлять до 14%, а в некоторых ТЦ и гораздо больше. Включая столичные торговые центры. Развитие тренда на приход неторговых арендаторов, который уже в течение нескольких лет поддерживается посетителями торговых центров, определенно решает проблемы вакантности. Конечно, такие арендаторы не приносят больших доходов, но при условии применения правильной концепции общественных зон привлекают хороший дополнительный трафик.

Какие конкретные меры поддержки со стороны государства были предприняты для стимулирования развития культурных и интеллектуальных кластеров в ТЦ?

Государство давно системно не вкладывалось в развитие домов культуры и подобных учреждений. Сейчас получается, что в рамках большого количества торговых центров, построенных без привлечения средств государства, создавать культурные, лечебные, спортивные и другие кластеры проще и дешевле, чем строить новые здания «с нуля». И населению гораздо удобнее, когда всё необходимое сконцентрировано в одном (любимом?) торговом центре. Да и атмосферу для пребывания управляющие компании умеют создавать.

Сегодня мы уже имеем первые примеры совершенно осязаемой государственной поддержки: летом 2023 года Правительством Москвы изданы Постановления, в соответствии с которыми торговые центры могут подать заявку и получить гранты: на перепрофилирование площадей под арендаторов неторгового профиля (причем впервые определён список таких профилей), и на реконструкцию фасадов. РСТЦ непосредственно это предложил и далее принял участие в работе над Постановлением. Сейчас мы будем выходить на власти регионов с предложением учесть московскую инициативу и также выйти на практическую поддержку развития торговых центров в направлении создания системно организованных общественных пространств, улучшения внешнего вида объектов и т.д.

Какие конкретные планы и стратегии развития культурных и интеллектуальных кластеров в ТЦ могут быть выделены на ближайшие годы?

Всё зависит от концепции самого торгового центра. Важно, чтобы общественные пространства вписались в эту концепцию, «привились» и росли там. Поэтому общих решений, скорее всего, не будет. Но в целом для той или иной территории в торговых центрах должны создаться достаточные объемы общественных пространств всех востребованных направлений. А это требует слаженной работы властей и бизнеса, постоянного изучения и распространения успешного опыта, вовлечения в процесс всё новых и новых для торговой недвижимости департаментов, таких как департаменты культуры, поддержки семейных отношений, здравоохранения, спорта и так далее.

Евгений Гуменюк, Генеральный директор Profit Management, Санкт-Петербург, эксперт РСТЦ, также поделился своим мнением: 

Общественные пространства - неотъемлемая составляющая торгового комплекса любого формата. Они должны быть продолжением городской территории, дополнением сложившейся социальной среды, концепцией «третьего места» в жизни человека. 
Формирование общественных пространств:
- Изначально предусматриваются концепцией проекта
- Фактически реализуются и формируются в ходе реконцепции для привлечения новой аудитории
- Создаются на базе вакантных площадей (как правило временно)
Общественные пространства - качественно новый уровень торговой среды. Включение общественных пространств в проект положительным образом сказывается на его инвестиционной привлекательности и на спросе со стороны арендаторов. Проект должен соответствовать основной цели - быть коммерчески эффективным

В связи с этим,  общественные пространства в Торговых центрах – это качественно новый уровень торговой среды, способный повысить инвестиционную привлекательность объекта и привлечь новых арендаторов.

Источник: пресс-релиз РСТЦ


Члены РГУД: Profit Management

Возврат к списку