В 2017 г. объем ввода торговых центров в регионах России стал минимальным за последние 13 лет

12.02.2018

В 2017 г. в России было открыто 28 торговых центров арендопригодной площадью 780 000 кв. м, что в 2 раза меньше, чем в 2016 г. При этом на региональные города (исключая Москву и Санкт-Петербург) пришлось 532 000 кв. м или 68% от общего ввода ‒ рекордно низкий показатель за последние 13 лет. Такой антирекорд связан с тем, что в 2014‒2015 гг. в условиях кризиса сократилось количество новых проектов, а часть была заморожена либо перенесена на более поздний срок. Снижение темпов прироста качественных торговых площадей в России наблюдается уже третий год подряд.

Всего на конец 2017 г. общий объем качественных торговых площадей в России составил 27 млн кв. м, из которых около 37% приходится на Москву и Санкт-Петербург, и еще 24% - на остальные города-миллионники. Таким образом, на 22% населения страны приходится более 60% качественного предложения торговой недвижимости, что свидетельствует о довольно неравномерном распределении.

Несмотря на высокую концентрацию предложения в городах-миллионниках, около 45% арендопригодной площади проектов, анонсированных в 2017 г. со сроками реализации до 2023 г., приходятся как раз на такие города. В их числе Челябинск (GLA 150 000 кв. м), Пермь (GLA 110 000 кв. м), Екатеринбург (GLA 80 000 кв. м) и Ростов-на-Дону
(GLA 27 000 кв. м). При этом довольно высока доля проектов (32%) и в городах с численностью населения 100-300 тыс. человек, включая Волгодонск, Грозный, Новочеркасск, Пятигорск.

Лидерами среди региональных городов по объему ввода качественных торговых площадей в 2017 г. стали Курск (107 000 кв. м), Воронеж (77 7 000 кв. м), Липецк (61 000 кв. м) и Барнаул (50 000 кв. м).

Пятерка лидеров среди городов-миллионников в России по показателю обеспеченности качественными торговыми площадями на 1 000 человек в 2017 г. не изменилась по сравнению с 2016 г. - Самара (682 кв. м), Екатеринбург (657 кв. м), Санкт-Петербург (570 кв. м), Нижний Новгород (523 кв. м) и Москва (500 кв. м). Свои позиции в рейтинге улучшили Ростов-на-Дону, который переместился с 7-го на 6-е место с показателем в 464 кв. м на 1 000 человек, а также Воронеж – с 10-го на 7-ое место с показателем в 431 кв. м на 1 000 человек.

В 2018 году прогнозируемый объем ввода в регионах России увеличится почти на 50% по сравнению с 2017 г. и составит 799 тыс. кв. м торговых площадей. Среди крупнейших объектов, заявленных к вводу, можно отметить торговую составляющую МФК Arsib Tower в Тюмени, ТРЦ Golden Park в Нижневартовске и ТРЦ «Калина Молл» во Владивостоке.

Анна Никандрова, партнер Colliers International в России: «Несмотря на высокую строительную готовность большинства заявленных проектов, мы видим вероятность переноса открытия части площадей на 2019 г., поэтому фактически объем введенных по итогам 2018 г. ТРЦ может составить порядка 560 000 кв. м, то есть 70% от заявленного объема. По нашим оценкам, в ближайшие год-два основной фокус в регионах России девелоперы будут делать на достройке имеющихся проектов, разморозке долгостроев, а также реновации и расширении торговых центров, давно работающих на рынке».

Возврат к списку