Юг Петербурга станет центром новой экономики

27.09.2016

Конференция «Глобальный Юг» прошла в Петербурге уже в третий раз, в этом году она стала одной из сессий международного Форума пространственного развития, организованного под патронажем губернатора Санкт-Петербурга.

Глобальный Юг.jpg

Главной темой обсуждения конференции стал проект города-спутника Южный, который за последний год обрел конкретные черты. Так, в более предметную плоскость перешло обсуждение градообразующей доминанты Южного – проекта «Инноград науки и технологий» с кампусом Университета ИТМО. Уже определена отраслевая направленность будущей новой площадки. По словам Владимира Васильева, ректора Университета ИТМО, в городе-спутнике будет создана новая технологическая долина. «Речь идет не о переезде имеющихся площадок ИТМО, а о новом кампусе, который будет ориентирован на технологическое развитие на  базе тех компетенций, которыми обладает университет. Рыночная фокусировка новой площадки будет связана с урбанистикой, прогнозированием и моделированием развития территорий, отработкой решений smart city». Кроме того, по словам ректора, другие предметные фокусировки включают информационно-коммуникационные технологии, фотонику в наиболее широком ее понимании, а также биоинженерию и биотехнологии.

По мнению девелопера города-спутника Южный, компании «СТАРТ Девелопмент», проект обладает необходимыми ресурсами для создания на его базе новой экономики. По словам Семена Смушкина, заместителя генерального директора УК «СТАРТ Девелопмент»,  в Южном появится порядка 60 тысяч рабочих мест. Помимо кампуса ИТМО здесь расположится кластер высокотехнологичных предприятий на территории около 60 га. Совокупная площадь производств составит порядка 100 тыс. кв. м. Вместе с низкой плотностью населения, обширными рекреационными зонами и новыми культурными и общественными пространствами это создаст новую среду, альтернативу монофункциональным спальным районам.

Важным условием создания качественной среды на юге города девелоперы называют развитие транспортной инфраструктуры с акцентом на железнодорожное сообщение. По оценке экспертов ОАО «Российские железные дороги», рост пассажиропотока  в результате реализации Южного потребует модернизации остановочных пунктов в современные пересадочные комплексы, а также  увеличения числа пригородных поездов на этом направлении. Как рассказал Сергей Румянцев, начальник инвестиционной службы Октябрьской железной дороги, сегодня на южном пригородном направлении курсирует 34 пары поездов летом и  24 пары в зимний период, с учетом ожидаемого увеличения пассажиропотока это число должно возрасти в два раза – до 68 пар поездов. Эксперт высказался также о необходимости наладить сотрудничество города, девелопера и ОАО «РЖД» и синхронизировать реализацию проекта города-спутника Южный с мероприятиями Генеральной схемы развития  Санкт-Петербургского транспортного узла. На необходимость усиления развития транспортной инфраструктуры на юге также обратил внимание Петр Гавырин, генеральный директор девелопера индустриальной недвижимости «А Плюс Девелопмент»,  чей индустриальный А Плюс парк площадью 72 Га активно развивается в Шушарах.

Если в России полноценные города-спутники только начинают появляться, то опыт  Европы насчитывает 50-70 лет. Директор архитектурной студии Valode & Pistre Бенуа Риве спрогнозировал, как может выглядеть город-спутник Южный при грамотной реализации полицентрического пути развития мегаполиса. Примером могут служить города-спутники Большого Парижа, которые появились в 60-80-х годах прошлого века, и уже стали полноценными городскими образованиями. Так население города Сан-Катэн Ивлин, с соотносимой с Южным площадью в  2 тысячи га, сегодня составляет 223 тысячи человек. В городе функционирует почти 7,5 тысяч предприятий на 99 тысяч рабочих мест. В городе Сержи Понтуаз площадью 2,3 тысячи га расположено 30 высших учебных заведений, где обучается 24 тысячи студентов. В городе около 1,5 миллионов кв. м офисов и 260тысяч кв. м торговых площадей, работает 5 театров, 10 спортивных залов и 8 бассейнов. Главным условием устойчивого развития новых городов Бенуа Риве назвал наличие сильной знаковой концепции, направляющего вектора, по которой проект развивается на всех этапах своей жизни.


Возврат к списку