#антивирусное: Как изменится рынок недвижимости после эпидемии короновируса?

30.03.2020

Сейчас, пока пандемия короновируса нарастает, только начинается осмысление того, как эта ситуация изменит подходы к организации рабочих процессов, складывающихся годами. Многие предположения напрямую касаются рынка недвижимости.

Есть несколько тезисов, которые уже были высказаны разными специалистами:

Офисы. Переход на удаленную работу спровоцирует отказ от избыточных офисных пространств

Сегодня чаще всего говорят о том, что вынужденная мера организации удаленных рабочих мест снизит потребность в офисных пространствах.

Эффективность удаленной работы еще будет многократно оцениваться профильными специалистами и, скорей всего, такой подход будет принят далеко не всеми отраслями. Но те, специальности, которые смогут доказать то, что такая модель работы не хуже традиционной, получат большую свободу организации рабочего времени. Это действительно может привести к переформатированию современных офисов. Долгосрочно это может привести к улучшению условий труда у тех, кто останется работать в офисных пространствах.

Торговые центры. Рост онлайн торговли приведет к сжатию рынка торговых центров

Тренд, о котором много говорят последние 5-10 лет, получил новую базу для актуализации. Постепенное перераспределение каналов торговли идет давно и уверенно. Текущая ситуация ускорила эти изменения и запустила процесс формирования новых навыков у приверженцев старых форматов торговли. Когда ситуация стабилизируется, онлайн-магазинам будет проще расширить свою аудиторию.

Торговые центры, которые в последнее время быстро двигались от торговли в сторону досуга и развлечений, действительно, могут столкнуться со сменой традиционной модели построения бизнеса. Ожидаемые качественные изменения торгово-развлекательных пространств ускорятся. Но эти изменения, для них не являются неожиданными. Новой угрозой для них является лишь страх заражения в больших общественных пространствах.

Жилье и городская логистика. Новые возможности для рынка недвижимости

Но, для того, чтобы отказ от офисных пространств и массовый переход к онлайн торговле состоялся, мало внешних факторов, которые выталкивают людей за рамки привычных рамок потребления и сложившейся практики работы. Потребуется новая инфраструктура, которая должна стать эффективней прежней.

Сегодня определенной проблемой для онлайн-торговли является вопрос логистики. Быстрый рост доставки в последние годы оголил проблемы городской логистики. Дальнейшее увеличение рынка потребует не только значительных инвестиций в инфраструктуру, но и неизбежно поднимет вопрос концептуальных решений в этом направлении. Но проблема доставки товаров до потребителя, построение эффективных логистических цепочек и необходимой инфраструктуры - это вопрос, над которым давно работают. Здесь можно ждать качественных сдвигов в ближайшие годы.

Самым слабым сектором, который может ограничить тренд на развитие удаленной работы в России является рынок жилья.

Последние 10 лет на рынке жилья России прошли под знаком упрощения и "оптимизации планировочных площадей". В большинстве своем оптимизация означала максимальное сокращение площадей, отказ от "лишних" помещений и пространств. Все типы квартир в массовом сегменте рынка стали значительно компактнее. Тренд на евро-планировки (кухня гостиная+спальни) привел к тому, что спальные комнаты, детские максимально сократились. Часто их площадь не превышает 10-14 кв. м. Ограниченные возможности покупателей не позволяли задуматься об организации отдельного кабинета. Двигателем рынка в последние годы была ипотека и часто покупка квартиры была компромиссом между желаемым и возможным. Сегодня большинство семей трудоспособного возраста продолжают жить в стесненных условиях. Возможности организации рабочего места дома есть у немногих.

Многие девелоперы начали отказываться от летних помещений, объясняя это тем, что лоджии используются лишь как кладовки. Но, если бы они не проектировали их узкими и длинными, а добавили глубины и тепла, они вполне могли бы стать тем самым рабочим кабинетом в компактной квартире.

Такие решения на рынке есть, но они единичные. Квартир, которые в базовом решении имеют кабинет, еще меньше.
Продавцы научились рисовать планировки с членами семьи, диваны, кровати и телевизор, но про рабочее место вспоминают редко. Эта ниша на российском рынке жилья пока свободна. После получения опыта домашней работы в стесненных условиях, лояльность к таким планировкам повысится. Остается дождаться повышения платежеспособного спроса и реакции со стороны рынка жилья, который находится под ударом из-за экономической рецессии, но долгосрочно может выиграть из-за изменения концептуальных требований к жилью со стороны покупателей. Как в крупных городах, так и за их пределами.

Автор – Михаил Хорьков, Уральская палата недвижимости
Комитет по аналитике РГУД

ИСТОЧНИК

Возврат к списку