Страхование апарт-отелей: проблемы «коробочных» полисов и преимущества коллективных договоров
Рынок апарт-отелей растет с каждым годом. Только в Петербурге общий объем предложения апартаментов составляет уже более 9 тыс. юнитов.
Перед управляющими компаниями комплексов стоят сложные бизнес-задачи, которые связаны с получением ожидаемой доходности множеством собственников апартаментов на протяжении длительного периода. Именно поэтому страхование апарт-отелей становится одной из важнейших составляющая бизнеса управления этим типом доходной недвижимости.
Многие управляющие компании, впервые начинающие этот бизнес, могут недооценивать весь спектр рисков и специфику гостиничных услуг. Существует два подхода к организации страхования апартаментов: через собственника апартаментов и через управляющую компанию. Рассмотрим оба варианта.
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ
Управляющая компания возлагает надежды по страхованию на самих владельцев апартаментов, которые через страховых агентов или через менеджеров управляющей компании покупают некие, в основном «коробочные» продукты страховых компаний, а потом предъявляют их в УК.
В данном случае страховая компания продает полисы страхования имущества и ответственности как физическому лицу. Эти полисы основаны на правилах страхования обычных квартир с некоторыми расширениями в покрытии. Они, как правило, не предназначены для страхования бизнес объектов, к который относятся апарты.
Основные проблемы таких договоров страхования:
- Предоставляют ограниченную страховую защиту, поскольку предназначены для обычных квартир, а не для сервисных апартаментов, рассчитанных на извлечение дохода.
- Не застрахован ущерб от самих арендаторов: трезвых, пьяных или в состоянии наркотического опьянения.
- Ограниченный перечень страховых рисков. Не включен ущерб от неосторожных действий арендаторов, только от противоправных; ущерб, причиненный одним застрахованным владельцем другому владельцу; вред, причиненный УК.
- Невозможно застраховать потерю арендной платы во время простоя номера в процессе его ремонта.
- Сложно администрирование большого количества договоров страхования, которые имеют разные сроки действия, невозможность включения расходов по ним в квитанции.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ
Страхование апартаментов осуществляется непосредственно управляющей компанией апарт-отеля. Все юниты в одном договоре.
Страховая компания оформляет два договора на все апартаменты, которые находятся под управлением: по страхованию имущества владельцев апартаментов и по страхованию гражданской ответственности перед третьими лицами. Это профессиональные полисы для классических гостиниц, адаптированные под специфику апарт-отелей, в которых много собственников апартаментов.
Основные преимущества таких договоров страхования:
- Застрахован ущерб апартаменту от самих арендаторов: трезвых, пьяных или в состоянии наркотического опьянения.
- Неограниченный перечень страховых рисков, так называемые условия «все риски», в том числе включен ущерб от неосторожных действий арендаторов, кражи арендаторов, а также застрахован вред самим арендаторам.
- Возможно застраховать потерю арендной платы во время простоя номера в процессе его ремонта после ущерба, застрахованного по договору.
- Удобное администрирование: полис легко интегрируется в систему управления апарт-отелем, плату можно включать в квитанции.
Выводы
Договоры страхования, заключаемые управляющей компанией на весь объем апартаментов в комплексе, позволяют качественно застраховать максимально широкий спектр угроз, цивилизованно урегулировать проблемы ущерба номерам и постояльцам, легко администрировать страхование большого количества юнитов, а также включать расходы на страхование в квитанции за оплату коммунальных услуг. Кроме того, страховая премия по коллективному договору может быть значительно ниже «коробочного», в том числе за счет проведения тендерной процедуры по выбору страховой компании.
Автор статьи:
Юрий Волков, генеральный директор компании «СОПОС», руководитель проекта «ГУД Insurance»