Строительство и госзаказ: сложности законодательства

29.11.2021

Не секрет, что многие коммерческие компании стремятся получить заказы от государ­ства (а некоторые вообще работают только с государственным заказом). В первую очередь потому, что подобные заказы законодательно защищены от разных рисков, они более стабильны и при выполнении всех условий и требований приносят исполнителю гарантированный доход. Что особенно важно в периоды экономических потрясений и нестабильности. Известны примеры, когда коммерческие компании, находившиеся фактически на грани исчезновения, благодаря вовремя полученному госконтракту не только вставали на ноги, но и начинали активно развиваться.

Разумеется, представители не всех сфер деятельности имеют возможность поработать с государственными предприятиями — тут очень многое зависит именно от специфики предоставляемых услуг. Но есть и другие сферы, игроки которых как раз активно и часто взаимодействуют с госорганами. Например, строительная отрасль — даже многие крупные игроки рынка готовы заниматься строительством общественных и социальных объектов по заказу государства, хотя на выходе это может принести и меньшую выгоду, чем при возведении жилых домов или коммерческих объектов. Зато нет необходимости параллельно со строитель­ством прорабатывать вопросы получения прибыли от строящихся зданий. То же самое во многом касается и компаний, которые выполняют отдельные работы — например, проектирование объектов, прокладку инженерных сетей или строительство дорог.

Но при всех плюсах работы с государ­ственным заказом многие игроки отмечают, что приходится сталкиваться и с достаточным количеством сложностей. И в первую очередь эти сложности происходят из-за законодательства, точнее, некоторых аспектов, заложенных в федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.05.2013 (более известный как 44-ФЗ). Стоит отметить, что этот закон является достаточно сложным не только для исполнителей, но и для заказчиков — многие органы власти вынуждены регулярно проводить для своих сотрудников обучение, чтобы они могли ориентироваться в этом законе.

Негативные аспекты закона о закупках

Одной из самых значимых сложностей эксперты, регулярно работающие с госзаказом в сфере строительства и рекон­струкции инженерных коммуникаций, называют низкое качество проектно-сметной документации, на основании которой реализуется контракт. Как правило, по их словам, с момента окончания проектно-изыскательских работ до заключения договора на строительно-монтажные работы проходит не менее 2–3 лет. По­этому к моменту размещения конкурсной процедуры проектная документация становится неактуальной как с точки зрения проектных решений, так и с точки зрения ценообразования, так как коэффициенты-дефляторы, с помощью которых сметная стоимость пересчитывается в текущие цены, не компенсируют разницу в росте стоимости материалов и работ. Например: стоимость шпунта, переведённая в текущие цены из цен 2016 года с помощью коэффициентов-дефляторов, отличается от рыночной более чем на 20%.

Кроме того, на данный момент есть только четыре основания для продления сроков контракта на строительно-монтажные работы. Например, возможность изменения сроков может быть предусмотрена контрактом, но в контрактах на строительно-монтажные работы почти всегда данный пункт отсутствует. Ещё вариант — если исполнение контракта невозможно по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий, то эти условия могут быть изменены на основании решения субъекта РФ. Кроме того, при уменьшении ранее доведённых до государственного или муниципального заказчика — как получателя бюджетных средств — лимитов бюджетных обязательств. В этом случае в ходе исполнения контракта обеспечивается согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения.

Последняя ситуация, в которой возможно продление сроков, — если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства или проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения (в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию), либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок. В этом случае допускается однократное изменение срока исполнения контракта на период, не превышающий срока исполнения контракта, преду­смотренного при его заключении.

Но фактически заказчик с большим трудом продлевает сроки по контрактам, вне зависимости от того, есть вина подрядчика или нет.

Дополнительные работы и затраты

Ещё одним обстоятель­ством эксперты называют то, что реализация государственных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, рекон­струкции, капитальному ремонту, учитывая низкое качество проектно-сметной документации, почти всегда приводит к появлению дополнительных работ, которые подрядчик не мог предвидеть. Государственный заказчик, как правило, не желает принимать технические решения и брать на себя ответственность, хотя таким правом он наделён. Он отправляет подрядчика согласовывать данные решения в Государственную экспертизу, что приводит к дополнительным затратам, как временным, так и финансовым. В результате этого подхода очень часто подрядчик вынужден на свой страх и риск выполнять дополнительные работы до момента их утверждения в экспертизе, так как без них невозможно реализовать основной контракт.

Важным фактором выступает и стоимость контракта — по закону увеличение цены допускается не более чем на 10%. И если в результате по­вторного прохождения экспертизы стоимость увеличивается более чем на эту сумму, то контракт необходимо расторгнуть, а конкурсную процедуру проводить заново. Но даже возможность увеличить стоимость контракта на 10% заказчик очень часто не желает использовать. Дополнительные затраты, которые несёт подрядчик при реализации контрактов по 44-ФЗ, но не учтённые сметой, такие как банковская гарантия, в результате ложатся на плечи подрядчика.

Все эти факторы в результате приводят к тому, что много государственных контрактов по факту не выполняются в полной мере. И если для подрядчиков это приводит к финансовым и репутационным рискам, то для заказчиков это либо срыв их исполнения, либо исполнение на недостаточном уровне качества. А для преодоления этой ситуации необходимо вносить изменения в действующее законодательство. Неслучайно все игроки рынка (и заказчики тоже) неоднократно отмечали, что 44-ФЗ нуждается в серьёзных корректировках. Но пока остаётся надеяться, что законодатели обратят внимание на эти пробелы и прислушаются к тем, кто работает в этой сфере. Подвижки в этом направлении уже сделаны Федеральным законом №360-ФЗ от 02.07.2021 — внесён пакет поправок в 44-ФЗ, который снимет ряд вышеуказанных трудностей. Иначе и дальше мы будем сталкиваться с ситуациями, когда есть желание и средства, но строительство или не начинается, или ведётся на таком уровне, что лучше бы и не начиналось.

ИСТОЧНИК


Возврат к списку