В Киржаче открылся первый в России музей иконописи и реставрации «МИР»

27.07.2021

В православном календаре есть особая дата — 21 июля. В этот день мы почитаем Казанскую икону Божьей Матери – один из самых главных образов Пресвятой Богородицы. Только в такой значимый духовный праздник мог открыться уникальный по своей сути Музей иконописи и реставрации.

За созданием музея стоит почётный гражданин города Киржача и Киржачского района Евгений Фёдоров. «МИР» – уже десятое его детище:
«Сегодня очень волнительный день. Я хочу сказать честно и откровенно – я очень рад тому, что у меня такая замечательная команда. Это всё точно сложилось не случайно! У нашего музея всё будет хорошо».

С открытием музея, действительно, связана удивительная история. Идея возникла в феврале этого года, когда в руки к Фёдорову попала старинная икона «Троица», на обороте которой было написано: «Вернуть в город Киржач». Именно с неё и началось собрание коллекции икон, которые теперь входят в экспозицию музея. Всего их около 300, и с каждой из них связана своя особая история. 

Вот, например, «Троица» была спасена кем-то неравнодушным в 20-х годах прошлого столетия, когда храмы в нашей стране грабили и разрушали. Другая икона — «Явление Печерской Божьей Матери» — уникальная жемчужина коллекции, написанная в мастерских Киево-Печерской лавры в 1865 году. А вот икона Угличского невинно убиенного царевича Димитрия — последнего Рюриковича, связана с трагической истории нашего государства. На ней запечатлен образ сына Ивана Грозного Дмитрия, который, по одной из версий, погиб из-за несчастного случая, а по другой был убит. Когда люди увидели, что мощи царевича остаются нетленными, его признали святым. 

Согласно задумке музея, иконы не просто собирают в экспозицию. Каждую из них бережно реставрируют, возвращая ей прежнюю красоту. Но удивительно то, что через все трещинки, неровности и шероховатости иконы рассказывают не только историю изображённых на них святых, но и свою личную судьбу. 

«Глубокий духовный смысл нашей экспозиции заключается в том, чтобы сохранить экспонаты в первозданном виде, в котором они нам достаются. В нашем музее основной упор делается на тот слой икон, которые не выставлялись и не экспонировались до данного момента. Назовём их «народное творчество». Порой это непрофессиональные иконописцы, но каждая икона имеет свой смысл и свою историю. У нас собраны иконы с XVII до начала XX вв.», — поделился эксперт по подбору антиквариата Сергей Сидоров. 

Именно благодаря ему и его жене Наталье в музее появилась такая обширная коллекция. Они нашли и подарили «МИРу» большинство экспонатов. 

Кстати, о «народном творчестве». Народная икона занимает в музее далеко не последнее место. Узнать её среди других нетрудно — это очень яркие и самобытные иконы, сочетающие в себе как изображение святого, так и мотивы традиционной народной росписи. Рисовали такие обычно не мастера, а простые деревенские люди, которые даже холст не готовили «по технологии» — красили прямо по деревянной основе. Чем-то такие иконы напоминают детский рисунок, однако это нисколько не уменьшает их красоту.

«Русская народная икона является неотъемлемой частью нашей культуры. Они простые и скромные, их отличает упрощенная манера письма. Тем не менее, они яркие, колоритные, самобытные. На них в основном изображали образы самых почитаемых святых — Иисуса Христа, Богоматери, Архангела Михаила, Георгия Победоносца и Николая Чудотворца», — рассказала методист Смоленского государственного музея-заповедника Ирина Язикова. 

Она провела самую первую экскурсию по музею, рассказав богатую историю каждого выставочного экспоната. 

Но не только выставкой может похвастаться «МИР». Помимо икон, в музее будет находиться школа иконописи, где каждого желающего — и ребёнка, и взрослого — научат этому непростому мастерству. Важно научить человека не только ремеслу живописи, но и привить ему духовное осознание, считает художник-иконописец и реставратор икон музея Надежда Коллегова. 

«Сохранение и поддержание иконописной традиции — важная составляющая народной духовности. В рамках курса наряду с практическими знаниями в обязательном порядке будут преподаваться теоретические дисциплины — иконография, история церковного искусства, догматика иконопочитания. Ученики, прошедшие обучение и потрудившиеся в составе иконописной артели, смогут самостоятельно работать над образом, следуя иконописному канону». 

Открытие такого уникального музея просто не может не способствовать духовному обогащению не только учеников будущей иконописной артели, но и всех жителей как Киржача, так и нашей области, отметил почётный гость открытия епископ Александровский и Юрьев-Польский Владыка Иннокентий. «Эта идея показалась мне удивительно правильной с самого начала», — подчеркнул он. Действительно, своим призванием музей видит сохранение веры в свои собственные силы, веры во спасение, в духовное и физическое выздоровление российского общества.

В будущем музей планирует расширение. Для этого Евгений Фёдоров заручился поддержкой вице-губернатора Владимирской области Александра Ремиги.

«В начале июля мы с Александром Александровичем обсудили ряд важных вопросов, связанных с развитием туризма во Владимирской области. Результатом нашего диалога, возможно, станет приобретение одного из строений, находящихся в ведомстве областных властей. Здание, построенное в конце XIX века фабрикантами Арсентьевыми, при старании команды ОАО "Киржачская типография" станет настоящим музеем. А сегодня мы явили миру лишь часть коллекции». 

Сейчас музей расположен в центре Киржача в доме постройки второй половины XIX века, владельцем которого был мещанин Яков Фёдорович Смирнов, член Городской торговой депутации. За свою жизнь, здание служило и магазином книг, и офисом Управления культуры Киржачского района. Сегодня дом стал пристанищем целого «МИРа» — уникального музея иконописи и реставрации. Не остаётся сомнений, что вскоре музей станет визитной карточкой не только Киржача, но и всей Владимирской области. 

ИСТОЧНИК


Возврат к списку