В Петербурге готовится сделка между Castorama и «Максидомом»

27.12.2019


Петербургская компания «Максидом» ведет переговоры о покупке сети DIY Castorama. Об этом РБК Петербург сообщил председатель совета директоров ООО «Максидом» Александр Евневич. Сумма сделки может составить около 10 млрд руб. Она выведет компанию «Максидом» в тройку лидеров российского рынка DIY, говорят эксперты.

Сохранение бренда

«Мы рассматриваем возможность покупки сети Castorama и ведем переговоры по этому поводу с собственником сети — Kingfisher. Окончательное решение может быть принято ориентировочно к концу января 2020 года. Сейчас обсуждаются параметры сделки», — отметил Александр Евневич.
По его словам, «Максидом» обсуждает покупку юридического лица, владеющего сетью Castorama в России («Касторама Рус»); покупка будет осуществляться за счет собственных и заемных средств в равных долях.

Александр Евневич отметил, что после покупки магазины Castorama сохранят свой бренд, но планируется изменить ассортиментную матрицу и внутреннюю политику сети. «Хотелось бы через год после сделки сократить убыток Castorama с 4 до 1 млрд руб., а к концу второго года работы выйти в прибыль», — добавил он.

Убыточный актив

Британская компания Kingfisher, владеющая сетью магазинов, объявила об уходе с российского рынка в конце прошлого года. «Мы приняли сложное решение прекратить свою деятельность в России. Это привлекательный рынок, но наша доля на нем относительно небольшая», — заявила тогда генеральный директор корпорации Вероник Лори.

Компания работала в России с 2006 года. Помимо России корпорация Kingfisher решила свернуть деятельность в Испании и Португалии, где у нее были неудовлетворительные финансовые показатели. Kingfisher сосредоточился только на тех рынках, где у Castorama уже есть лидерские позиции.

Сегодня сеть Castorama занимает четвертое место на российском рынке DIY. Выручка «Касторама Рус», согласно данным СПАРК, снижается с 2015 года, в 2018 году она составила 31,9 млрд руб., а чистый убыток вырос почти на 43%, до 4 млрд руб.

Билет в тройку лидеров

«Для меня это не сюрприз, интерес к Castorama компания «Максидом» проявляла еще весной», — говорит управляющий партнер инвесткомпании Peregrine Capital Николай Габышев. «Сделка знаковая для рынка, она показательна тем, что иностранцы, которые не смогли найти свое место в России, ищут любую возможность получить деньги и покинуть рынок. Убытки никто не множит», — отмечает эксперт.

«Сделка даст серьезный прирост выручки «Максидому», за счет чего компания вытеснит OBI и займет 3 место в тройке лидеров, где первое место у «Леруа Мерлен», а второе — у СТД «Петрович». Сейчас «Максидом» — на 6 месте, если не учитывать «Сатурн», который специализируется на оптовых продажах», — говорит Иван Федяков, генеральный директор INFOLine.

Компании в одной весовой категории, при этом их объекты не пересекаются, «каннибализации» трафика не будет, добавляет он. По данным INFOLine, в первом полугодии 2019 года выручка Castorama снизилась на 6,9% (4 место на рынке), до 12,8 млрд руб., а «Максидом» увеличил выручку на 2%, до 11 млрд руб. Отметим, что сейчас «Максидом» владеет 15 магазинами, у Castorama — 19.

Иван Федяков уверен, что «Максидом» сможет «прокачать» объекты Castorama, улучшить их финансовое положение и увеличить выручку с 1 кв. м: «Плюс Castorama в том, что у нее много типовых гипермаркетов, стандартных коробок, в отличие от «Максидома», который занимал неформатные помещения, как например павильон для испытания макета дамбы на Гражданском проспекте».


Рынок покупателя

Сумма сделки может составить от 5 до 10 млрд руб., в зависимости от «наполнения», оценивает Иван Федяков. «Последняя крупная сделка была по покупке «К-рауты» компанией «Леруа Мерлен», тогда каждый магазин был оценен в среднем в 1 млрд руб., но, на мой взгляд, была переплата за возможность быстро выйти на рынок Петербурга», — говорит эксперт.

«Castorama давно пытается хоть кому-то продать сеть, к тому же она убыточна. В сделку могут не войти магазины в торговых центрах, это балласт для нового владельца», — объясняет существенное снижение оценки Иван Федяков.

«Вряд ли владельцы «Максидома» будут платить за операционный бизнес, скорее сделка пройдет как покупка объектов недвижимости, а 19 магазинов могут стоить максимум 10-12 млрд руб.», — оценивает Николай Габышев. Он поясняет, что сейчас однозначно «рынок покупателя», а Александр Евневич — не тот покупатель, который будет переплачивать за актив.

Оба эксперта согласны, что решение сохранить бренд — правильное. «Если в Петербурге доверяют «Максидому», то в других городах выше узнаваемость у Castorama. Кроме того, привлекает шарм иностранной компании», — объясняет Иван Федяков. По этому пути пошли покупатели «Стокманна», чтобы сохранить существующую качественную аудиторию, напоминает Николай Габышев.


ИСТОЧНИК

Возврат к списку