Гильдия открыла представительство в Перми
Андрей ПОЛУЯНОВ: «Пермь остро нуждается в упорядоченном рынке»
Рынок недвижимости и городской ландшафт заметно отличают Пермь от других миллионников. Тут много промышленности, но мало торговли. Обладая экономическим потенциалом и мастер-планом от голландского бюро KCAP, Пермь с трудом улучшает городскую среду. О том, как РГУД способна помочь развитию города и рынка, рассуждает полномочный представитель Гильдии в Перми, генеральный директор компании PAN City Group Андрей Полуянов.
– В какой стадии находится рынок жи- лой недвижимости Перми?
– Девелоперы перешли от точечной за- стройки к комплексному освоению территорий. Мы видим много проектов КОТ с объемом застройки от 300 000 кв.м. Среди них встречаются довольно яркие, например ЖК «Гулливер», который «КОРТРОС» строит в историческом центре по концепции Agence d'Architecture Anthony Bechu. PAN City Group тоже работает над комплексным проектом в центре. Мы стараемся создать многофункциональную среду, по возможности гармонично объединив жилье, офисы, торговые пространства и парковые зоны. Но среди готовых объектов я пока не вижу таких, которые соответствовали бы представлению о жилой среде нового качества. До сих пор рынок Перми предлагал стандартную типовую застройку с дворами, где одновременно отдыхают взрослые, играют дети и паркуются автомобили. Панельное домостроение у нас остановилось в развитии в 1990-е, город продолжают застраивать двумя советскими сериями. Никакого системного развития в этом направлении не происходит.
Оптимизм внушает развитие района Ива вдоль новой магистрали Стаханова-Чкалова. Она связала между собой несколько районов. И вдоль нее застраивает квартал «ПИК Девелопмент», развивает жилой проект площадью 1 млн кв.м «Юг-Девелопмент», компания ИКЕА собирается возвести ТРЦ «Мега». Если говорить об объеме жилищного строительства, то 2014-й и 2015-й были рекордными. В работе находилось более 1,3 млн кв.м, чего не было уже лет 20.
– И с таким объемом ввода вы входите в кризис. На что рассчитываете и почему не боитесь перепроизводства?
– По обеспеченности горожан жильем Пермь отстает от большинства миллионников на 10–25%. При этом среднедушевой доход относительно высокий, по нему мы обгоняем многие областные центры. Это скорректирует не самую лучшую экономическую конъюнктуру. Сейчас покупательскую способность поддерживают в основном нефтедобыча и нефтехимия, машиностроение, производство минеральных удобрений. Думаю, мы не увидим серьезного провала по ценам. В конце 2015-го — начале 2016 года мы увидели сокращение заявленных проектов на 50%. Это означает, что девелоперы реагируют на кризис адекватно, корректируя планы и снижая объем предложения на будущее. – Что происходит в торговом сегменте?
– В последние два-три года город стал более открытым для международных и федеральных сетей. Заработал гипермаркет «Лента», появилась сеть «Магнит», открылись «Монро», O’stin, Zara, Terranova, Stradivarius. До этого девелопмент торговой недвижимости был сосредоточен на интересах и потребностях местных игроков. В результате Пермь осталась единственным миллионником, где нет суперрегионального ТРЦ.
По обеспеченности объектами торговли город находится на последних позициях рейтинга. Здесь всего 150 кв.м качественных площадей на 1000 жителей — намного меньше, чем в соседних Екатеринбурге, Челябинске или Казани. Между тем крупные сети требуют качественных торговых объектов. И дефицит площадей в этом сегменте таков, что можно трехкратно увеличить объем предложения. Новые проекты, конечно, есть. Но за последние три года ситуация почти не улучшилась. Последним был введен ТЦ «СпешиLove», но он не дотягивает до формата суперрегионального по площади и не отвечает требованиям международных операторов. В частности, сеть «Ашан» вынуждена была открыться в формате «Ашан Сити». Для классического гипермаркета не хватило места. ТЦ с современной концепцией даже сейчас не испытывают трудностей с заполнением. Доля вакансий минимальна. Объекты без четкой концепции, хорошего трафика, без «якорных» арендаторов и развлекательной составляющей заполняются не больше чем на 50%.
– Есть в Перми запрос на развитие индустриальных зон?
– Рынок индустриальной недвижимости определенно есть. Существует спрос на качеcтвенные производственные и складские площади, разумеется, не массовый. А вот предложение довольно архаичное. Единственный объект, отвечающий классу А, — логистический комплекс «Навигатор» размером около 15 000 кв.м. Остальное — формат build to suit. Фактически нет готовых индустриальных площадок, куда можно было бы «посадить» новое предприятие или логистического оператора. Есть старый советский производственный фонд, который трудно отнести даже к классу С, есть пустующие промышленные территории, которые никак не развиваются. В лучшем случае собственники переделывают административные здания под офисы. Как возможность индустриальный парк интересен. Как бизнес-модель — пока не очень понятен. У PAN City Group есть площадки, которые мы планируем развивать в формате индустриальных парков. Но только потому, что предприятия в составе группы могут стать для таких парков «якорями».
О градостроительных проблемах Перми, непризнанном мастерплане и планах развития деятельности РГУД в этом городе читайте в полной версии интервью в газете ГУД News.