ATLAS: в России образовательных кружков в 3 раза больше, чем развлечений для детей

10.06.2024
ATLAS: в России образовательных кружков в 3 раза больше, чем развлечений для детей

В среднем около четверти (27 %) всех платных услуг для детей в городах России приходится на образовательные кружки, секции и развивающие центры. Самая объемная категория по количеству офлайн бизнесов — это магазины детских товаров, например, одежды, игрушек, детской мебели, в среднем их доля составляет 35%. И только 8% платных услуг предлагают досуг и развлечения для детей. К таким цифрам пришли аналитики бюро территориального развития ATLAS и студенты Высшей школы урбанистики, изучив 16 крупных российских городов. 

При этом разнообразие и плотность детских сервисов в различных городах неоднородны: например, в Перми этот интегральный показатель оказался выше (2,4 из 4), чем в Краснодаре (2,1) и Екатеринбурге (2,3).

«Мы решили изучить, насколько детям комфортно в современных российских городах. В частности, мы исследовали, какую роль в этом играет бизнес и как экономика меняется с учетом детской аудитории. Мы назвали это направление „детская экономика“. Под этим определением мы имеем в виду сектор городской экономики, где дети — основные потребители коммерческих продуктов и сервисов, а их родители — ключевые плательщики. Хотя потребности и интересы детей и родителей часто не совпадают, детский бизнес привлекает обе аудитории. При этом дети школьного возраста могут выступать и самостоятельной платежеспособной группой: показательный пример — детские банковские карты и другие специализированные услуги для самых молодых пользователей» — рассказывает основатель и генеральный директор бюро ATLAS Александра Сытникова.

Распределение детской экономики тесно связано с одной из ключевых ее особенностей — сценариями перемещения детей и родителей по городу. Выявление и анализ этих закономерностей позволит повышать качество планирования среды. Например, образовательные кружки и спортивные секции, которые составляют “будничный” спрос детей, часто расположены в спальных районах, и дети самостоятельно добираются до них от дома или школы. Анализ  агрегированных маршрутов позволит выявить небезопасные для детей участки и прицельно работать с ними. С другой стороны, есть места с высокой, но нерегулярной посещаемостью детско-родительской аудитории: например, концентрации детских сервисов в арт-кластерах или торговых центрах и крупные семейные аттракторы, такие как парки развлечений. В таких местах необходимо работать с транспортно-пешеходной доступностью и проектированием комфортных общественных пространств, ориентированных именно на нужды и интересы детей.

Несмотря на всю важность и огромный потенциал, сфера детской экономики по-прежнему плохо изучена, рассказывает руководитель проектов бюро ATLAS Александра Тарханова:

«Существует заметный пробел и в академической литературе, и в агрегировании данных по детской экономике, и тем более в изучении того, как она пересекается градостроительными процессами. Сложность получения и анализа данных обусловлена в том числе тем, что не все бизнесы с занятиями для детей позиционируют себя как детские. Такие данные пропадают из исследовательского поля зрения. 

Мы считаем, что привычные метрики оценки качества среды дают неполную картину. Сейчас уровень детского комфорта в городах преимущественно определяют по качеству физической среды: безопасны ли пешеходные переходы возле образовательных учреждений, соответствуют ли здания школ современным нормативам, есть ли рядом с жилым домом детская площадка. Непространственные характеристики, в том числе экономические, пока не учитываются, и работа по определению их соответствия детскому возрасту только начинается. Решение перечисленных проблем, на наш взгляд, кроется в сотрудничестве со специалистами из смежных сфер: аналитиками городских данных, методистами, экономистами и предпринимателями, которые развивает услуги для детей».

Детская экономика будет развиваться, поэтому необходимо синхронизировать процессы экономического и территориального развития. Хотя по данным ВШЭ домохозяйства в России тратят на образование и развитие детей около трети (31%) доходов, детские заведения и сервисы далеко не всегда приносят арендодателям максимальную прибыль. Однако, как подчеркивает Александра Сытникова, объекты детской экономики благотворно влияют на соседний бизнес в целом: повышают лояльность взрослых потребителей, побуждают их проводить больше времени и тратить больше денег. Так, по данным ТЦ «Галерея» в Новосибирске, в дни проведения детских и семейных мероприятий оборот в торговых центрах увеличивается на 10%. 

Исследование детской экономики «Child-fee: как развивается детская экономика» доступно в открытом доступе на сайте ATLAS >>>


Члены РГУД: Бюро ATLAS

Возврат к списку