Как торговым центрам выжить в условиях санкций?
Рынок торговой недвижимости штормит уже несколько лет, нечастые передышки и новые вызовы, каждый следующий кризис как будто испытывает систему на прочность, а возможно это реванш за жирные нулевые. Март 2022 войдет в историю, как переломный момент системного кризиса рынка, катализатором которого стало закрытие магазинов крупнейших иностранных брендов в РФ.
Торговые центры Крыма столкнулись с подобной проблемой еще в 2014 году, тогда рынок полуострова покинули многие иностранные и украинские компании. Практика работы объектов в переходный период и поиска решений сейчас может быть очень полезна многим участникам рынка.
Екатерина Гресс, основатель IDEM, председатель комитета по торговой недвижимости РГУД, взяла интервью у Маргариты Овчаровой, заместителя руководителя отдела по коммерческой недвижимости ТРК «Centrum» в г. Симферополь.
- Маргарита, спасибо, что вы согласились поделиться своим уникальным опытом развития объекта, в том числе в переходный период. Для начала, расскажите, пожалуйста, о вашем торговом центре: его историю, как он менялся, почему была выбрана такая концепция, и какой путь пришлось пройти?
Маргарита Овчарова: ТРК Centrum открыл свои двери для посетителей 17 ноября 2007 года, как один из самых современных торговых центров города. Он расположен в абсолютном центре Симферополя – столице Крыма.
Первая очередь – GBA=10600 кв. м., GLA=8760 кв. м. На тот момент, якорными арендаторами торгового центра стали супермаркет бытовой техники «Эльдорадо» и продуктовый супермаркет «Ален».
В 2015-2016 г.г. была введена в строй вторая очередь с подземным паркингом на 90 машиномест. Реконструкция ТРК сопровождалась изменением статуса и внешнего вида торгового комплекса. Фасад здания, соответствующий образу столичного fashion-центра, выполнен в стиле арт-деко, стал настоящим украшением города.
Сегодня в ТРК представлены лидеры мужской, женской и детской одежды и обуви, а также компании ресторанного бизнеса, мебельный центр, пул различных школ танцев, театральных студий, борьбы и йоги, батутный центр, ММА арена, GYM-клуб. Синергично с модными брендами в торговом центре работает уникальный микс товаров для спорта и отдыха. А также было создано арт-пространство и event-арена.
Торговый центр из районного превратился в полноценный торгово-развлекательный комплекс и наполнился модными брендами мирового уровня, многие из которых представлены в Крыму на эксклюзивных условиях.
- Хотели бы напомнить для всех читателей, что в 2014 году, когда Крымский полуостров перешел в юрисдикцию Российской Федерации, на рынок торговой недвижимости в стране обрушился довольно масштабный кризис. В Крыму последовали жесточайшие санкции, возможность развития иностранных ритейлеров – нулевая, ситуация была более драматичной и серьезной, чем по всей стране.
Кроме общих экономических проблем, здесь практически одномоментно вынуждены были закрыться многие иностранные магазины, закрылись рестораны сети Макдональдс. Группа Inditex арендовала в симферопольском ТРЦ «Меганом» свыше 5 000 кв.м для шести своих брендов в 2013 году, но магазины открыться так и не успели. Закрыли магазины и украинские сети, которые были представлены на территории полуострова. Несколько месяцев рынок торговой недвижимости штормило. Ситуация сопровождалась ещё и блэкаутом, связанным с отключением электроэнергии Украиной.
На повестке дня стоял самый актуальный вопрос – что делать? Каждый из владельцев и управляющих торговыми центрами искал свое решение. Бесспорно, в какой-то момент, рынок торговой недвижимости консолидировался, выработал новую программу развития и определил, как действовать в режиме санкционных ограничений. Вы, как активный участник рынка, нашли свою интересную стратегию. И именно об этом мы хотели бы сегодня поговорить.
Концепция вашего объекта – уникальна, как для рынка Симферополя, так и для всего Крыма. ТРК «Centrum» – торгово-развлекательный комплекс моды, который действует в довольно жестком конкурентном поле. В г. Симферополь работают сильные игроки – ТРК «MEGANOM» и ТЦ «Южная галерея», которые находятся не так далеко от вашего объекта. Наверняка, объем того давления, что вы ощутили на себе в 2014 году, был максимальным для рынка. Уникальная концепция, которую всегда не просто поддерживать, существенное напряжение и конкурентная среда, санкционные ограничения, внутренняя реконцепция торгового центра – это еще неполный список того, что вам пришлось преодолеть.
Однако, на сегодняшний день, мы видим на рынке города популярный объект, новые интересные марки и бренды, которые не представлены в других городах полуострова. Расскажите, Как вы смогли это сделать? Как вы работали с арендаторами в условиях санкций?
ПРОДОЛЖЕНИЕ интервью читайте здесь >>>