Объем предложения гибких офисов в Москве удвоится в ближайшие два-три года

13.06.2019

Всё больше крупных корпоративных клиентов готовы рассматривать нестандартные рабочие пространства. 

Компания JLL представляет результаты исследования «Flex-отерапия», в котором представлен анализ влияния гибких пространств на офисный рынок Москвы. По оценке экспертов JLL, объем предложения гибких офисов в российской столице по итогам 1-го квартала 2019 года достиг 127 тыс. кв. м, и ожидается его динамичное увеличение на 30-40% в год в течение трех лет.

Наиболее динамичный рост предложения гибких офисов, которые объединяют коворкинги, сервисные офисы и гибридные пространства, в Москве наблюдался в прошлом году, когда рынок прибавил 84%. При этом на 20 крупнейших рынках Европы динамика на протяжении последних пяти лет находится в диапазоне 20-30%, а совокупный объем гибких пространств достиг 4 млн кв. м. Среди крупнейших площадок, открытых в 2018 году в Москве, – SOK на Ленинградском проспекте (6 тыс. кв. м) и Большой Садовой улице (3,6 тыс. кв. м), Workki на Зубовском бульваре (4 тыс. кв. м), а также CEO Rooms в «Москва-Сити» (3 тыс. кв. м).

«В стремлении к современным форматам рабочих пространств, соответствующих требованиям поколения Y, и поиске новых путей оптимизации издержек по содержанию офиса компании всё активнее обращаются к операторам гибких офисов, – комментирует Елизавета Голышева, руководитель отдела по работе с владельцами офисных помещений компании JLL. – Одним из факторов их популярности является изменение принципов организации офисной среды и требований к ней для digital групп и IT-подразделений крупных корпораций. Гибкий подход к срокам аренды, готовые решения с возможностью моментального въезда в помещения, а также отсутствие капитальных затрат позволяет компаниям быстро принимать решения, избегая долгосрочных отношений традиционной аренды. Для стартапов и малого бизнеса и вовсе отпадает необходимость арендовать собственный офис. Рост ставок аренды на московском офисном рынке, особенно в ключевых районах – центре и “Москва-Сити”, будет только дополнительно стимулировать спрос на гибкие решения».

Более половины гибких офисов Москвы представлено гибридными пространствами (44%, или 56 тыс. кв. м). Этот тип гибких пространств является наиболее популярным как среди операторов, так и пользователей: объединяя в себе основные преимущества сервисных офисов и коворкингов, гибридные пространства могут предложить возможность размещения как для небольших компаний и стартапов, так и крупных корпоративных клиентов.

«На 2019 год в Москве к открытию уже заявлено 22 тыс. кв. м новых пространств, включая первые площадки WeWork в России. Среди новых объектов уже представленных на рынке операторов можно выделить SOK в “Башне Федерация” (2,5 тыс. кв. м) и расширение сервисного офиса Meeting Point на Охотном Ряду (5 тыс. кв. м), – комментирует Олеся Дзюба, руководитель отдела исследований компании JLL. – Активный спрос на рынке гибких пространств стимулирует дальнейшую экспансию операторов. На текущий момент объем рынка гибких офисов составляет всего 0,7% от всего объема офисных площадей в Москве. Для сравнения: в Лондоне и Амстердаме этот показать составляет 5,1% и 7% соответственно. Несмотря на активный рост рынка гибких пространств в Москве в последние два года, его размер еще сильно отстает от других крупных рынков. Мы видим высокий потенциал этого сегмента и ожидаем увеличения его объема в Москве в ближайшей перспективе».

Лидером среди операторов гибких офисов по объему управляемых на конец 1-го квартала 2019 года объектов в Москве является Regus, который оперирует 12 сервисными офисами общей площадью 34 тыс. кв. м. Далее следуют – гибридные офисы SOK (четыре площадки, 14,6 тыс. кв. м), Workki (четыре площадки, 14,4 тыс. кв. м) и WeWork (три площадки, 13,4 тыс. кв. м).
 
По ожиданиям аналитиков JLL, к 2030 году около 30% площадей в корпоративных портфелях арендаторов в Европе будут представлены гибкими форматами офисных пространств. На московском рынке к услугам операторов гибких офисов уже прибегают не только стартапы и небольшие компании, но и крупные корпоративные клиенты, среди которых такие компании, как «Яндекс», «Сбербанк», Huawei, «Ростелеком» и другие.

В рамках исследования были также проанализирована финансовая эффективность использования гибкого офиса. Для этого аналитиками JLL был разработан «Калькулятор гибких рабочих пространств», позволяющий оценить возможные варианты размещения сотрудников как крупной корпорации, так и небольшого стартапа. При этом ключевыми факторами, составляющими разницу между затратами на традиционный офис и гибкое пространство, являются количество сотрудников, источник финансирования отделки традиционного офиса, а также дополнительные затраты на содержание офиса. Данный инструмент позволяет компании быстро сравнить варианты и принять стратегическое решение: оставаться в традиционной аренде или переходить на полное или частичное использование гибкого пространства, принимая во внимание индивидуальные характеристики и финансовые показатели.

Члены РГУД: JLL (Jones Lang LaSalle)

Возврат к списку