В I полугодии 2020 г. в регионах России не было введено ни одного нового профессионального торгового центра

18.07.2020

В I полугодии 2020 г. в регионах России не было открыто ни одного нового профессионального торгового центра. Для сравнения, в I полугодии 2019 г. было введено четыре торговых центра суммарной арендопригодной площадью 95,3 тыс. кв. м. Сроки ряда проектов, анонсированных ранее к открытию в I полугодии 2020 г., в том числе ТРЦ «РаМус Молл», МФК Green park, МФК «Балтия Молл» и ТЦ «ДАФ» были перенесены в среднем на 2-3 квартала вперед. Во II полугодии 2020 г. к открытию заявлено 10 торговых объектов арендопригодной площадью 427,4 тыс. кв. м, что при полной реализации на 27% превысит общую площадь открытых в 2019 г. торговых центров. 

С учетом того, что наибольшее количество открытий ТРЦ ожидается в IV квартале (6 торговых центров или 56,9% от всех новых площадей торговых объектов (GLA), заявленных к открытию), возможно, что в конце лета-начале осени будут озвучены новые анонсы переноса открытия торговых центров на следующий год.

Среди заявленных к открытию в 2020 г. торговых центров наибольшее количество площадей составляют объекты в Москве и городах-спутниках. В сумме с объектами, запланированными к вводу в регионах России и Санкт-Петербурге, ожидаемый объем нового предложения приближается к 1 млн кв. м. Данный объем ввода является максимальным с 2017 г. – 1,02 млн кв. м в 2020 г. против 779,4 тыс. кв. м в 2017 г. В структуре ввода всех новых площадей торговых объектов в России 2020 г. около 46% нового ввода относится к Москве и ее городам-спутникам, к региональным городам – 42%, к Санкт-Петербургу – 12%. 

Ключевые ТЦ России, запланированные к открытию во II пол. 2020 г. (объекты от 20 000 GLA кв. м)

 Название ТЦ  GLA, М²     Город     Девелопер
 Кубатура   110 000        Санкт-Петербург  Концерн «Энерготехнологии»
 РаМус Молл   78 000  Нижнекамск   Ramus Group
 Veer Mall   76 000  Екатеринбург   ВЕЕР МОЛЛ
 Щелковский    70 000  Москва   Киевская площадь
 Макси    55 000  Киров   Макси Девелопмент
 Казань Молл   53 000  Казань   UD Group
 Green park
 (ex-Golden Park)    
  50 674  Нижневартовск   РИА-Инвест-Групп
 Балтия Молл   40 500  Калининград   Gamma Invest Group
 Океанис
 (ex-Аквамания)
  30 000  Нижний Новгород       Акватория развлечений
 ДАФ    25 089      Курск   Курский завод
 крупнопанельного домостроения
 им. А.Ф. Дериглазова

Сейчас наибольшее количество торговых площадей расположено в Центральном и Приволжском федеральных округах (40% и 16% от общего количества площадей качественных ТЦ), а наименьшее в Северо-Кавказском (1%) и Дальневосточном (2%). Предложение торговой недвижимости России географически распределено весьма неравномерно. Около 90% качественных торговых площадей сосредоточено в европейской части России до Сибири, остальные – на Дальнем Востоке. В то же время при соотнесении с численностью населения, наиболее обеспеченными является Северо-Западный и Центральный федеральные округа, с показателями 294 кв. м и 296 кв. м площадей торговых объектов на 1 000 чел. населения соответственно.

Таблица по обеспеченности

 Федеральный округ     Обеспеченность, м²/1 000 жителей
     Центральный ФО      296
     Северо-Западный ФО      294
     Уральский ФО      220
     Приволжский ФО      160
     Сибирский ФО      155
     Южный ФО      140
     Дальневосточный ФО        70
     Северо-Кавказский ФО        27

По предварительным прогнозам, с учетом снятия ограничительных мер во всех городах России в июле, суммарный годовой доход торговых комплексов по итогам 2020 года в среднем может сократиться на 20-27% от запланированного. Тем не менее, существенная корректировка данного прогноза может произойти после анализа результатов деятельности торговых объектов в первые 3 месяца с момента снятия ограничений.

Анна Никандрова, партнер Colliers International в России: «Качественные, востребованные торговые центры могут подойти к концу года с околонулевой вакансией, проведя за этот период ротацию 10-15% арендаторов. В объектах же, которые испытывали сложности еще до ситуации с пандемией, показатель вакантности может увеличиться до 25-30%, и управляющей компании понадобится целый комплекс мер, чтобы восстановить позиции торгового центра на рынке. Динамика ставок, их снижение или рост, будут зависеть от потребительского поведения, сроков восстановления рынка в целом и, как результат этих факторов, восстановления товарооборота арендаторов в конкретных торговых центрах». 


Члены РГУД: Nikoliers

Возврат к списку