«Ленэкспо» показал себя с другой стороны

17.01.2022

Градсовет Санкт-Петербурга в прошедшую пятницу рассмотрел архитектурно-строительный облик многофункционального комплекса «Морская резиденция», запланированного на месте «Ленэкспо», где сейчас располагается временный ковидный госпиталь. По проекту редевелопмента бывшего выставочного комплекса на Васильевском острове может быть построен деловой и жилой квартал, но архитекторы и аналитики оценивают его неоднозначно.

Архитектурное бюро «Литейная часть 91» представило на первом в этом году заседании Градостроительного совета Санкт-Петербурга проект многофункционального комплекса «Морская резиденция», расположенного по адресу Большой проспект В.О., 103. Проект редевелопмента бывшего выставочного комплекса «Ленэкспо» площадью 11,9 га предполагает снос всех строений и возведение 5–7-этажных жилых домов, двух доминант высотой около 40 м, трехзвездочной гостиницы на 250–300 номеров и апарт-отеля. В составе комплекса запланирована также инфраструктура, в том числе начальная школа на 205 учащихся, детский сад на 210 детей, спортивный, торгово-развлекательный и медицинский центры, кабинет врача общей практики, а также двухэтажный подземный паркинг. Объект появится между Наличной улицей и Галерным ковшом. Площадь застройки составит примерно 41 тыс. кв. м. Заказчиком проекта выступило ООО «УК “Меркури Кэпитал Траст”».

Структура собственности ООО «Ленэкспо» изменилась летом 2021 года, когда из капитала компании вышло ООО «Газэнергопром Девелопмент», конечным бенефициаром последнего через другие юрлица являлось ПАО «Газпром». Сегодня территория «Ленэкспо» принадлежит ЗПИФ «Зенит-М», находящемуся в управлении московской УК «Меркури Кэпитал Траст». Совладельцами ЗПИФ выступают «Меркури Кэпитал Траст» и кипрский офшор Moseno Investments Limited (через ряд компаний).

Рецензент проекта, руководитель бюро «А.Лен» Сергей Орешкин предлагает одобрить проект, но не все члены Градсовета поддерживают это решение. По мнению некоторых архитекторов, доработки требует, например, монотонная палитра фасадов. Феликс Буянов, руководитель «Архитектурной мастерской Б2», выступает за сохранение корпуса № 9 — здания Научно-исследовательского морского института связи и телемеханики (НИМИСТ), разрушенного в годы Великой Отечественной войны и перестроенного по проекту архитектора Бурышкина в 1940-х годах. «До появления Морского вокзала именно это здание выполняло роль доминанты»,— отмечает архитектор. С ним согласен Михаил Мамошин, генеральный директор ООО «Архитектурная мастерская Мамошина»: «Жаль, если корпус снесут. Было бы хорошо органично вписать его в архитектурный облик "Морской резиденции"».

Аналитики оценивают перспективы предполагаемого делового и жилого комплекса неоднозначно. «С одной стороны, сама по себе территория "Ленэкспо" достаточно привлекательна для покупателей жилья в связи с наличием всей необходимой бытовой и деловой инфраструктуры, а также близости к исторической части города,— рассуждает Илья Жарский, управляющий партнер экспертной группы Veta.— С другой стороны, пока данная локация не выигрывает с точки зрения транспортной доступности, а значит, есть риск загромождения территории автомобилями. Также неясно, будет ли построен дополнительный съезд с ЗСД, который однозначно повысил бы привлекательность комплекса».

Эксперт предполагает, что в данном случае бизнес-класс более уместный вариант недвижимости, чем премиум, и стоимость жилья тогда может варьироваться от 220 до 260 тыс. рублей за квадратный метр. При этом господин Жарский допускает, что снос некоторых ценных архитектурных объектов может вызвать недовольство широкой общественности, потому что «"Ленэкспо" — это история города».

Господин Мамошин, рассказавший “Ъ”, что члены Градсовета пока только высказали свои мнения и замечания по проекту, а утвердить его еще предстоит, подчеркнул: «Охранные ограничения по всем корпусам сняты. По сути, "Ленэкспо" перестал существовать как главный выставочный комплекс города с появлением "Экспофорума". Мировая практика показывает, что выставочные комплексы не могут находиться в историческом центре, логичнее их размещать на выезде из города».

ИСТОЧНИК


Возврат к списку