Всесезонный курорт и технологическая долина: Петербург поменял приоритеты

12.02.2024

Парламент Петербурга принял за основу поправки в законодательство города о стратегических инвесторах. О новых приоритетах вложений в экономику города, а также о реализации текущих крупных проектов "ДП" рассказал председатель комитета по инвестициям Петербурга Иван Складчиков.

В Законодательном собрании обсуждаются поправки в закон Петербурга о стратегических инвесторах. Зачем они разработаны и на кого рассчитаны?

— Мы намерены стимулировать рост инвестиций в ряд новых направлений. В их числе проекты по выпуску приоритетной промышленной продукции, развитие спорта, туризма и индустрии гостеприимства. Петербург уже входит в тройку регионов — лидеров в стране по масштабу поддержки бизнеса, и у этой работы есть результаты. В 2023 году объём инвестиций в экономику города составил рекордные 1,1 трлн рублей. Вместе с тем мы видим перспективы для более существенного роста вложений.
В городе действуют механизмы стимулирования инвестиционной деятельности, один из них — статус стратегического инвестиционного проекта и стратегического инвестора. Напомню: он подразумевает льготы — снижение арендной платы за предоставление земельного участка для проекта до 1,5% кадастровой стоимости, причём землю выделяют не на общих основаниях, а целевым образом. У стратегического инвестора также есть право выкупить участок по сниженной цене — за 25% его кадастровой стоимости.
Поправки в закон разработаны на основе приоритетных направлений социально–экономического развития Петербурга и его потребностей. Мы предлагаем скорректировать перечень сфер, в которых проекты могут получить стратегический статус. Устанавливается и порог инвестирования: например, для научной деятельности и спортивно–зрелищных мероприятий сниженный до 750 млн рублей. На наш взгляд, в спортивных центрах сегодня остро нуждаются новые районы города. Есть также острый дефицит научно–исследовательских центров, в том числе по разработке отечественного программного обеспечения, приборостроения, беспилотной авиации. Снижение этого порога призвано стимулировать интерес инвесторов.
В других сферах — туризме и здравоохранении — минимальный объём инвестиций сохраняется на уровне 1 млрд рублей. Так же как для промышленности и транспортно–логистического комплекса, где он составляет 2 млрд. Для остальных отраслей — на уровне 15 млрд.
Подчеркну, что статус стратегического инвестпроекта может быть присвоен не всем, кто готов вложиться по–крупному. Так, им не может быть наделён проект по строительству или реконструкции недвижимости под жильё, магазины, банки и страховые офисы, общественное питание, развлекательные центры. Инвесторов в недвижимость мы хотим переориентировать на восстановление объектов культурно–исторического наследия Петербурга, где также готовы оказать им поддержку.

В каких отраслях Петербург хотел бы консолидировать стратегические инвестпроекты?

— С моей точки зрения, поправки позволят аккумулировать ключевые компетенции нашего города в промышленности, науке и инновационных технологиях — прежде всего в максимально востребованных сферах развития беспилотной авиации, технологий судостроения и приборостроения, а также в сферах транспорта, здравоохранения, туризма и гостеприимства.

Какие стратегические проекты сегодня находятся в активной стадии?

— Приведу несколько примеров. Медицинский институт им. Березина Сергея приступил к строительству корпуса центра протонной терапии. В новом здании будут собраны самые современные и перспективные технологии по лечению взрослых и детей от онкологии. Общая площадь здания составит 28,7 тыс. м2, оно уже готово на 80%. Объём собственных инвестиций в проект — 6 млрд рублей.
Компания Solopharm возводит третью очередь завода по выпуску жидких лекарственных препаратов за 4,2 млрд.
"Самсон Мед" готовит строительство завода по выпуску готовых лекарственных форм. В проект до 2026 года планируется инвестировать 7,8 млрд рублей.
В морском порту ведётся реконструкция и строительство новых объектов нефтяного терминала. До 2029 года в него планируется вложить 5,6 млрд рублей.
А в начале 2024 года введён в эксплуатацию транспортно–логистический комплекс "Адмирал", где на 67 тыс. м2 будут оказываться все логистические услуги под ключ. Объём инвестиций составил 2,04 млрд рублей.

Какие рычаги есть у города, чтобы контролировать выполнение условий со стороны стратегических инвесторов?

— Механизмы контроля есть, они предусмотрены в действующем законодательстве. Город контролирует объём денежных средств, которые инвестор направляет на реализацию стратегического инвестиционного проекта. Он в свою очередь закреплён в соглашении, которое подписывают обе стороны.
За несоблюдение условий инвестор несёт ответственность в виде лишения статуса "стратегического": расторжение договора аренды земли, а также обязательство выплатить в бюджет средства, которые он сэкономил, пока пользовался преференциями.

Какие инструменты доступны для менее масштабных проектов, с объёмом инвестиций в миллионы, не миллиарды?

— Хороший и перспективный механизм для поддержки инвесторов — соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Он позволяет закрепить ставки по налогам на срок до 20 лет и получить возмещение по понесённым прямым затратам на строительство инфраструктуры для инвестпроектов. Это своего рода мера защиты инвестора от изменений, которые могут произойти в экономике страны.
При заключении СЗПК фиксируются ставки НДС и налога на прибыль, платежи за пользование природными ресурсами — всё, что имеет прямое влияние на доходность от реализации того или иного инвестпроекта. На региональном уровне соглашение может быть заключено при объёме инвестиций от 200 млн рублей. При этом есть ограничения по отраслям. Так, СЗПК неприменимо для проектов, связанных, например, с производством алкоголя, переработкой нефти и торговлей.

В Петербурге такие соглашения готовятся?

— Законодательно такая возможность есть. В прошлом году мы разработали нормативную базу, принято соответствующее постановление правительства Петербурга. Мы предлагаем бизнесу внимательнее рассмотреть возможности СЗПК, активно презентуем этот механизм на инвестиционном портале и на базе единого окна для инвесторов.

Если говорить о конкретных проектах, на каком этапе сейчас редевелопмент бывшей промзоны в Горской в морской курорт?

— Создание круглогодичного морского курорта "Горская" реализуется по поручению президента России в рамках федеральной программы развития туризма "Пять морей и озеро Байкал". Объём инвестиций в этот проект оценивается более чем в 200 млрд рублей, с учётом вложений в инфраструктуру. Рассматривается привлечение федерального и регионального софинансирования. На 179 га планируется построить курортный город, рассчитанный на отдых более 1,3 млн человек в год. Предполагается создание морского курорта со всесезонным бассейном, водными аттракционами, гостиничными номерами, яхт–клубом и мариной.
Формирование такого курортного кластера позволит создать несколько тысяч рабочих мест с высококонкурентной зарплатой. А кроме того, он призван увеличить туристский поток и способствовать развитию региона, что позволит Петербургу закрепиться в числе ведущих рекреационных центров страны.

Каковы этапы этого редевелопмента Горской?

— Количество этапов сейчас уточняется, завершить проект планируется до 2030 года. Сейчас продолжается работа по вовлечению площадки "Горская" в инвестиционный оборот. Подписана дорожная карта между комитетом по инвестициям, АО "Корпорация Туризм.РФ" и Яхт–клубом Санкт–Петербурга. Инвестору предоставлен земельный участок для строительства объекта водного спорта. В генплан Петербурга внесены изменения, которые позволят создать объекты кластера. Ведётся проектирование. Макет проекта туристского кластера "Горская" будет представлен нами на Международной выставке–форуме "Россия" — на тематической неделе "Петербург комфортный", которая пройдёт с 11 по 17 марта.

На каком этапе создание технологической долины и кампуса "ИТМО Хайпарк"?

— Напомню: 2022–2031 годы объявлены в России десятилетием науки. Президент поручил правительству создать к 2030 году сеть из 25 кампусов мирового уровня. Один из них появится в Пушкинском районе Петербурга, на территории будущего города–спутника Южного. Драйвером станет новый кампус Университета ИТМО с научными центрами. В его составе появится главный корпус, четыре студенческих общежития, центр информационных технологий, центр фотоники и квантовых технологий, центр наук о жизни и здоровье, а также спорткомплекс. Здесь же будет создана технологическая долина и бизнес–парк, где построят офисы и бизнес–пространства для российских и иностранных компаний. В них начнётся опытное и мелкосерийное производство разработанной высокотехнологичной продукции.
Строительство уже началось весной 2023 года. Сейчас завершено создание инженерных коммуникаций первого этапа строительства и очистных сооружений ливневых сточных вод. В конце 2023 года завершили первый этап внутренней улично–дорожной сети, вторую часть планируется сдать в конце 2024–го. Ввод в эксплуатацию главного корпуса и двух первых общежитий запланирован на 2025 год, завершение всего проекта — в 2027–м.
Инженерную и транспортную инфраструктуру финансирует бюджет города: из 4,8 млрд рублей уже доведено 4,4 млрд. На строительство зданий из федерального бюджета планируется направить 21,8 млрд рублей.

Будут ли привлекать частных инвесторов в этот научный проект?

— Да, планируется привлечение резидентов и частных инвесторов. Первыми резидентами технологической долины станут компании "Обит" и "Консорциум робототехники", с ними у "ИТМО Хайпарка" уже заключены соглашения о партнёрстве и сотрудничестве. По поручению президента прорабатываем вопрос о строительстве метро для студентов новых кампусов в Пушкинском районе, где будут жить учащиеся ИТМО, СПбГУ и Морского университета.

ИСТОЧНИК


Возврат к списку