За два года ритейлеры заместили иностранцев

16.04.2024
За два года ритейлеры заместили иностранцев

Аналитики IBC Real Estate сообщают, что процесс замещения вакантных торговых площадей, оставшихся после ухода международных ритейлеров, практически завершен. На начало апреля их доля в ТЦ Москвы составила всего 0,2%, тогда как в июле 2022 года это значение достигало 11,7% или почти 750 тыс. кв. м. Спустя почти два года развивающиеся ритейлеры и новые международные бренды из дружественных стран заняли большую часть из них – 730 тыс. кв. м. 
В помещения приостановивших свою деятельность брендов пришли развивающиеся российские и зарубежные игроки, ранее не имеющие возможности для экспансии, ввиду высокой конкуренции на рынке. Стремительное снижение уровня потенциально вакантных площадей говорит о том, что ритейлеры смогли реализовать 730 тыс. кв. м на ключевых торговых улицах и в наиболее востребованных ТЦ Москвы – площади, на которых ранее располагались международные компании, покинувшие на сегодня российский рынок. 

Ряд магазинов открылись под новыми именами и перешли под управление новых собственников, другая часть была замещена российскими развивающимися ритейл-гигантами и новыми зарубежными марками. Такой всплеск спроса на торговую недвижимость обусловлен тем, что на рынке оказались вакантными уникальные с точки зрения своих качественных характеристик помещения, которые ранее долгое время не маркетировались в связи с долгосрочными договорами аренды. 

Интерес к этим торговым площадям был зафиксирован у таких крупных российских игроков, как Gloria Jeans, Melon Fashion Group, Just Clothes, Randez-Vous и других арендаторов. Так, например, Lime увеличил площадь магазина в ТРЦ Ривьера в 8 раз (с 345 кв. м до 2,7 тыс. кв. м), заняв площадь магазина Uniqlo. На пустующие площади приходили и новые международные бренды. В марте 2024 года на месте бывшего бутика Prada в ГУМе открылся магазин китайского бренда Ellassay. Так, с 2023 года зарубежные игроки заняли более 100 тыс. кв. м свободных площадей. В первом квартале 2024 года на рынок вышли 7 новых ритейлеров, что на 2 бренда больше, чем за аналогичный период прошлого года. К ним относятся два бренда премиальной и люксовой одежды китайской мультибрендовой группы Ellassay – Laurel и Ellassay. Китайская компания Ellassay, официальном дистрибьютором которого является Bosco, уже заявила о дальнейших планах развития своей торговой сети в России. Так, в 2024 году ожидается открытие не менее 15 бутиков женской одежды люксового сегмента таких брендов, как Ellassay, Laurel и Eleventy, принадлежащих китайской компании. 

«На протяжении последних полутора лет мы наблюдаем колоссальный спрос на торговые площади, что связано с уникальной ситуацией на рынке: появление качественных вакантных опций в самых востребованных торговых локациях Москвы. Стремительно развивались российские игроки, выходили новые международные бренды, что стало одним из самых заметных событий для рынка российского ритейла», – комментирует Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate.

В целом сегодня ситуация с пустующими площадями на рынке стабилизировалась. Доля вакантных площадей в ТЦ Москвы на протяжении последнего года остается на уровне 12%, что всего на 1 п.п. выше значения 2022 года, до момента массового исхода международных брендов. С учетом реализации площадей IKEA в ТЦ МЕГА показатель вакансии снизится до 10,4%. Сделка Мегамаркета по аренде порядка 400 тыс. кв. м торговых площадей в ТЦ Мега, более 100 тыс. кв. м из которых приходится на площади в московских торговых центрах, является одной из крупнейших для рынка коммерческой недвижимости. При общем стоке качественных торговых площадей в Москве в 6,5 млн кв. м., занятые Мегамаркетом площади поспособствуют снижению вакансии на 1,6%. 



Аналитики IBC Real Estate прогнозируют, что в 2024 году темпы поглощения торговых площадей замедлятся, что будет обусловлено отсутствием уникальных опций за выездом международных брендов, а также, после стремительной экспансии в 2023 году, фокусом ритейлеров на повышение операционной эффективности и работу с аудиторией (создание программ лояльности, коллаборации с инфлюенсерами и иные пути привлечения потребителей). При этом, некоторые игроки рынка продолжат увеличивать количество своих торговых точек. Так, например, Gloria Jeans планирует реконструировать 200 магазинов с увеличением площади до 1 500 кв. м, Sela намерена открыть новые флагманские точки площадью до 2 000 кв. м, Concept Club увеличит свою сеть на 190 магазинов, Lamoda Sport откроет более 100 магазинов.

Источник: пресс-релиз компании

Члены РГУД: IBC Real Estate

Возврат к списку