В 2023 году объем ввода торговой недвижимости в регионах России вырос на 15% по сравнению с предыдущим годом

25.01.2024

По итогам 2023 года объем нового предложения торговых площадей в России составил 252,3 тыс. кв. м. В регионах страны  рынок пополнился 158,9 тыс. кв. м, что на 14,9% больше результата 2022 года. Всего общее предложение торговых площадей в стране (с учетом Москвы и Петербурга) насчитывает 29,5 млн кв. м. 

Крупнейшим в регионах стало открытие ТРЦ «Мармелад» в Череповце. Также год отметился открытиями ТРК «Точка Сити» в жилом районе Волгарь в Самаре и торговой галереи в составе МФК ARSIB Tower, который расположен в южной части Тюмени. Все открытые торговые центры относятся к форматам «районный» и «окружной».


Объем ввода торговых площадей существенно сократился за последние несколько лет. В 2023 году основной объем новых торговых центров сформировали города с населением 300–500 тыс. человек. В городах-миллионниках было открыто три торговых центра суммарной площадью 33 тыс. кв. м. На два торговых комплекса (38 тыс. кв. м) увеличилось качественное предложение городов с населением 0,5–1 млн человек. Меньше всего выросло качественное предложение в городах с населением до 300 тыс. человек — всего на 20 тыс. кв. м.


По прогнозам Nikoliers, в 2024 году объем ввода торговой недвижимости в регионах увеличится на 62,6% и достигнет 258,4 тыс. кв. м арендопригодной площади. Среди наиболее крупных ожидаемых проектов — ТРЦ «ДАФ» (GLA 32 тыс. кв. м) в Курске, ТЦ «Парк» (GLA 29,6 тыс. кв. м) в Нижнем Тагиле и вторая очередь ТРЦ Brosko Mall (GLA 16,5 тыс. кв. м) в Хабаровске. 

В результате, по итогам 2024 года общий объем предложения качественной торговой недвижимости в России составит 30,2 млн кв. м. Из них порядка 62% придется на региональные города страны, 27,5% — на Московский регион, еще 10,5% — на Санкт-Петербургскую агломерацию.

По нашим оценкам, при условии осуществления всех девелоперских планов в 2024 г. наибольший объем ввода будет сформирован в городах-миллионниках — 109 тыс. кв. м, чуть меньше 81 тыс. кв. м введется в городах с населением 300–500 тыс. чел., и почти в равных объемах увеличится объем торговых площадей в городах с населением 0,5–1 млн человек и с населением до 300 тыс. человек — на 33 и 36 тыс. кв. м соответственно. 

За исследуемый период бессменным лидером среди российских городов-миллионников (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) по обеспеченности торговыми площадями остается Екатеринбург (877 кв. м/1 000 чел.), далее расположилась Самара (738 кв. м/1 000 чел.), замыкает тройку Краснодар (729 кв. м/1 000 чел.). В 2023 г. Самара, которая годом ранее занимала третью позицию, обогнала Краснодар за счет открытия нового объекта. Наименее обеспеченными городами-миллионниками остаются Пермь (304 кв. м/1 000 чел.) и Волгоград (303 кв. м/1 000 чел.).

Анна Никандрова, партнер Nikoliers: «В сегменте торговой недвижимости мы наблюдаем сдержанные объемы ввода торговых центров последние несколько лет. Если в Москве обеспеченность качественными торговыми площадями очень высокая и актуально строительство только в определенных, интенсивно развивающихся районах, то в некоторых регионах России наблюдается недообеспеченность качественными торговыми площадями.
Одновременно с этим изменившиеся во время пандемии покупательские привычки привели к желанию людей покупать товары ежедневного спроса рядом с домом, что также влияет на то, в каком направлении развивается сегмент ритейла. Тренд на шопинг «около дома» стал драйвером развития районных торговых центров, которые в ближайшей перспективе будут открываться как в Москве, так и в регионах России. При этом единичные крупные объекты также будут открываться - и не только в регионах, где наблюдается дефицит качественных площадей, но и даже в традиционно высокообеспеченных торговой недвижимостью городах – так, в 2025 г. в Санкт-Петербурге ожидается открытие такого проекта как МФТРК HOLLYWOOD».

Члены РГУД: Nikoliers

Возврат к списку