В регионах России наибольший объем торговых площадей за последние пять лет был введен в шести городах

26.01.2023

За прошедшие пять лет (2018–2022 гг.) среди региональных городов наибольший объем торговых центров был введен в Перми (136 805 * кв. м), Екатеринбурге (101 344кв. м), Кирове (87 000 кв. м), Челябинске (64 340 кв. м), Хабаровске (62 400 кв. м), Владивостоке (62 300 кв. м). Также высокие объемы строительства были отмечены в Казани (61 000 кв. м),Калининграде (56 700 кв. м), Грозном (56 000 кв. м) и Нижнем Новгороде (51 400 кв. м). Наиболее активное строительство в этих городах наблюдалось в 2021 и в 2022 гг. В 2018 и 2019 гг. наблюдалось уменьшение числа новых проектов на рынке на фоне спада в девелопменте после кризиса 2014-2015 гг. В результате в 2018-2020 гг. в регионах России не было введено ни одного суперрегионального торгового комплекса.
Единственными суперрегиональными торговыми объектами, открытыми за последние 5 лет в рассматриваемых городах, были ТРЦ «Планета» (GLA 83 100 кв. м) в Перми и ТРЦ «Veer Mall » (GLA 76 000 кв. м) в Екатеринбурге в 2021 году, что в совокупности превышает суммарный региональный объем ввода 2022 года в России на 13%.В 2021 г. состоялось открытие регионального торгового центра «ГРОЗНЫЙ МОЛЛ» в Грозном. Все остальные проекты были представлены в формате районный и окружной. В частности, в 2022 г. предложение в Перми пополнилось торговым центром iMALL в МФЦ «Эспланада» (GLA 40 500 кв. м) формата «окружной», на долю которого приходится треть суммарного ввода в городе за последние 5 лет. В Челябинске состоялось открытие окружного ТЦ «Таганай» (GLA 35000 кв. м), сформировавшего 54% предложения в пятилетний период. В остальных регионах новое предложение было сформировано торговыми центрами формата «районный».

Объем ввода площадей в регионах России в 2018–2022 гг.

27-01-2023-1.jpg
 
Сейчас на фоне текущей ситуации мы наблюдаем сдержанные объемы ввода торговой недвижимости в регионах. По итогам 2022 г. новое предложение торговых площадей в регионах России, исключая Москву и Санкт-Петербург, составило 138 тыс. кв. м, что на 74% меньше аналогичного периода 2021 г. и на 56% меньше, чем в 2019 году. За год в региональных городах открылось 9 торговых центров малого формата. Крупнейшими региональными объектами, введенными в 2022 г., являются: ТЦ «iMall Эспланада» (GLA 40 500 кв. м) и ТЦ «Таганай» (GLA 35 000 кв. м).
Анна Никандрова, партнер Nikoliers: «Несмотря на то, что рынок торговой недвижимости в регионах следует общим тенденциям в части сдержанного ввода, мы наблюдаем, что качественные и хорошо подготовленные проекты продолжают открываться. Стоит отметить, что сейчас нет четких границ между региональными и столичными торговыми центрами. На коммерческий успех торгового центра влияют такие факторы как локация объекта, обеспеченность конкретного региона торговыми площадями по отношению к численности населения, представленность брендов и сбалансированность тенант микса, эффективность управляющей команды. И поэтому в текущей ситуации речь идет не о московских и региональных проектах, а о каждом конкретном проекте, сейчас региональный проект может быть успешнее московского».
В 2023 г., согласно анонсированным проектам девелоперов, показатель ввода новых качественных торговых площадей в торговых центрах в региональных городах России увеличится почти на 47% по сравнению с 2022 г. и составит 211,3 тыс. кв. м. Среди крупнейших объектов, заявленных к вводу, можно отметить ТРЦ «Мармелад» (GLA 45 000 кв. м) в Череповце, ТРЦ «Европейский» (GLA 45 000 кв. м) и торговую составляющую МФК ARSIB Tower в Тюмени (GLA 27 000 кв. м). Несмотря на высокую строительную готовность части заявленных к вводу проектов, в условиях нестабильной экономической обстановки сохраняется вероятность переноса открытий части площадей на 2024 г.
По итогам года наибольшую долю в структуре нового предложения заняли региональные города-миллионники, на которые пришлось 60% от всего объема новых торговых площадей, при этом на втором месте находятся большие города, с численностью населения до 300 тыс. человек, и долей в 26%, третье место с долей 9% занимают крупные города с населением 300 - 500 тыс. человек, на города с населением 0,5-1 млн. человек приходится всего 5%.
По нашим оценкам, при условии осуществления всех девелоперских планов в 2023 г. наибольший объем ввода будет сформирован в городах-миллионниках - 98 тыс. кв. м, чуть меньше 70 тыс. кв. м. введется в городах с населением 300-500 тыс. человек и на 44 тыс. кв. м. увеличится объем торговых площадей в городах с  населением до 500-1 000 тыс. человек.  При этом в городах с населением до 300 тыс. человек новый ввод торговых площадей не планируется.
В 2023 г. в регионах России сохранится ввод торговых центров форматов «окружной» с долей 62,5% от суммарного ввода площадей и «районный» с показателем 37,5%.  Продолжит усиливаться роль и спрос на локальные магазины и услуги в пешеходной доступности, как центров притяжения для совершения ежедневных покупок и мест качественного досуга.
В тройку лидеров среди городов-миллионников в России по показателю обеспеченности качественными торговыми площадями в 2022 г. вошли Екатеринбург, Краснодар и Самара. Наибольший годовой прирост новых площадей зафиксирован в Перми и Челябинске, на которые пришлось 59% от общего объема ввода в регионах по итогам 2022 года. 

Обеспеченность качественными торговыми площадями в городах-миллионниках России, 2022 г.
27-01-2023-2.jpg
Источник: Nikoliers
*Все площади указаны в формате GLA

Члены РГУД: Nikoliers

Возврат к списку